Социальная сеть XIX века: Вашингтон Ирвинг и его литературные друзья. (Картина Томаса Барлоу 1864 года.)
Вчера в виде приложения для коммуникаторов iPhone заработала новая социальная сеть под названием Path.
Её основатель Дейв Морин утверждает, что от всех остальных «Тропу» отличают ровно три идеи, две из которых основаны на результатах мозголомных научных исследований. Дело в том, что г-н Морин — бывший сотрудник (угадайте-ка!) Facebook, отвечавший там за платформу, которая поддерживает разработки сторонних девелоперов. Так вот, однажды ему посчастливилось трудиться с довольно крупным антропологомРобином Дунбаром, автором известного заявления о том, что у приматов количество особей, с которыми они могут поддерживать близкие отношения, прямо пропорционально размерам мозга. Проверив свои выкладки на примере Facebook, учёный ещё раз убедился в том, что даже в цифровом мире человек не способен управляться с более чем полутора сотнями друзей.
Эта идея запала в самую душу Дейва Морина. Покинув Facebook в начале этого года, он задумался о том, что по-настоящему хорошая социальная сеть должна ограничивать пользователей в количестве возможных друзей. По теории Дунбара, по мере приближения к самому близкому кругу число наших контактов сокращается примерно в три раза. Исходя из этого, г-н Морин предположил, что в самый близкий круг входят примерно пять человек. Соответственно, число регулярных контактов в среднем не превышает пятнадцати. Умножаем ещё на три и складываем — получается 50 человек, которые имеют право войти в круг доверенных лиц. Больше вам не надо, поверьте.
Тем самым от новой социальной сети автоматически отсекаются люди и нелюди, генерирующие учётные записи исключительно в рекламных или информационных целях. Path создана для тех, кто решил пообщаться с настоящими друзьями и знакомыми.
Автор второй идеи — Дэниэл Канеман, психолог, нобелевский лауреат, посвятивший жизнь изучению природы человеческих воспоминаний, особенно в их отношении к счастью. Послушав учёного на одной из конференций, г-н Морин решил сделать сеть не «болтающую», но «дающую». Иными словами, нечто, поощряющее пользователей делиться с друзьями самыми приятными моментами в жизни. Например, чашечкой горячего мокко. Друзья знают, что вы любите мокко. И, увидев на экране мокко, понимают, что вам хорошо.
Отсюда третья идея. Единственный способ моментально известить друзей о том, что перед вами горячий мокко, — это сфотографировать чашку с помощью «Айфона» и сразу же выложить снимок в Сеть. Да-да, никакой болтовни. То есть вообще ни слова, одни картинки. Что ж, посмотрим, приведёт ли это к взрыву креативности среди пользователей, стремящихся передать свои ощущения, не прибегая к вербальным средствам выражения.
Дейв Морин, впрочем, обещает, что когда-нибудь вы сможете пообщаться в Path обычным языком, но только в виде обновлений статуса или ссылок на какие-то сайты.
Напоследок немного формальностей. В списке сотрудников Path — целый ряд экс-бойцов Apple и Facebook, в том числе люди, занимавшие в этих компаниях не самые последние посты. Одним из основателей (и председателем совета директоров) стал Шон Фэннинг, создатель нашумевшего в своё время файлообменного сервиса Napster. Третий основатель — Дастин Мьеро, автор Napster-клиента для «Маков». В бизнес-плане главная роль отводится не рекламе, а премиум-услугам…
Подготовлено по материалам Wired UK.