Огнемётный «Шерман» на Иводзиме На Тихоокеанском ТВД «Шерман» зарекомендовал себя как отличный танк поддержки пехоты, плюсом также были его относительно небольшой вес и размеры, что позволяло легко перебрасывать танки с острова на остров. Танк оказался приспособленным для действий в условиях жаркого влажного климата, и не имел особых проблем с надёжностью и проходимостью. Основные потери американских танков происходили от подрывов на противотанковых минах. Не имея достаточно эффективной противотанковой артиллерии и пехотных противотанковых средств, японцы часто применяли тактику самоубийственных атак, посылая против американских танков своих пехотинцев с ранцевыми, магнитными и шестовыми минами, противотанковыми гранатами, и т. д. Широко применялись ракетные танки, танки артиллерийской поддержки, а также огнемётные танки. Специфический характер боевых действий привёл к тому, что танки использовались в составе отдельных танковых батальонов, осуществлявших поддержку пехотных дивизий. Танковые дивизии на Тихоокеанском ТВД не формировались, за отсутствием необходимости концентрации бронетанковой техники, а также из-за невозможности стратегического маневра танковых частей. [править]Послевоенные конфликты Послевоенная история танка оказалась не менее насыщенной событиями. В Армии США «Шерманы» модификаций M4A3E8 и M4A3(105) состояли на вооружении до середины 1950-х годов, а в частях Национальной гвардии — до конца 1950-х. Большое количество танков осталось в Европе, где состояло на вооружении американских и британских оккупационных войск. Большое количество также было передано армиям освобождённых стран в порядке оказания военной помощи. «Шерманам» довелось поучаствовать практически во всех мировых конфликтах пятидесятых, шестидесятых, и даже семидесятых годов. География их службы включала практически весь земной шар. [править]«Шерманы» в Корее
M4A3E8 ведёт огонь из 76-мм орудия по вражеским бункерам на «напалмовом хребте» 11 мая 1952 года. Наступление северокорейских войск поставило американское командование в очень сложное положение — единственными танками в Южной Корее было некоторое количество лёгких американских M24 Чаффи. Решением могла стать срочная переброска танков из Японии, но там находились только варианты с 75-мм орудиями M3, поскольку надобности в 76-мм орудии на во время войны на Тихом океане так и не возникло. Так как эти танки серьёзно уступали в огневой мощи Т-34-85, имевшимся в Корейской Народной армии, было решено перевооружить их 76-мм орудиями M3. Перевооружение производилось в Токийском арсенале, пушки устанавливались в обычные башни M4A3, всего было переоборудовано 76 танков. Первые перевооружённые «Шерманы» прибыли в Корею 31 июля 1950 года в составе 8072-го батальона средних танков, и 2 августа вступили в бой у Чунгам-Ни. Впоследствии стали прибывать танки из США, и всего в Корейской войне участвовало 547 танков «Шерман» различных модификаций, в основном M4A1E4(76). На вооружении британских сил состояли Sherman Firefly. Основным противником «Шермана» в этой войне стали Т-34-85, состоявшие на вооружении северных корейцев и китайцев. После прибытия американских средних и тяжёлых танков доминированию Т-34 на поле боя пришёл конец, и танковые бои обычно заканчивались в пользу американских танкистов. Имея примерно равное с Т-34 бронирование, «Шерман» превосходил его в точности и скорострельности орудия, в основном по причине лучшей оптики и наличия стабилизатора.[7] Орудия обоих танков были достаточно мощны для того, чтобы пробивать броню друг друга практически на всех расстояниях реального боя. Но основной причиной неудач корейских и китайских танкистов стал более высокий уровень подготовки их американских оппонентов.[8] В начале войны американцы достаточно широко применяли более тяжёлые танки M26 «Першинг», но очень скоро выяснилось, что несмотря на мощное орудие и хорошее бронирование этот танк не может эффективно действовать в корейских горах, поскольку имеет тот же двигатель, что и «Шерман», при значительно большем весе. В результате «Шерманы» взяли на себя основную нагрузку войны, несмотря на то, что были хуже вооружены и более легко бронированы. В целом, боевая служба «Шерманов» в Корее сложилась вполне удачно, за исключением того, что очередной раз проявилась недостаточная мощность 76-мм фугасных снарядов. Более успешно в этом смысле действовали артиллерийские «Шерманы». Пассивная фаза войны отличалась большим размахом танковых сражений, и основная роль, которую играли американские танки — поддержка пехоты, патрулирование, а также обстрел противника с закрытых артиллерийских позиций. Также танки использовались как своеобразные передвижные огневые точки, помогая пехоте отражать китайские «людские волны». [править]Арабо-израильские войны В Войне за независимость участвовало всего два танка M4A2, доставшихся в наследство от британцев. Ко времени Суэцкого Кризиса 1956 года в АОИ насчитывалось 122 «Шермана» (56 Sherman M1 и Sherman M3, 25—28 Sherman M50 и 28 Super Sherman M1), и они составляли основу израильских бронетанковых сил. Египет имел примерно 120 M4A2 с французскими башнями (наряду с другими танками), из которых 45 было потеряно в боях. В 1967 году Израиль имел 522 «Шермана» разных типов, что составляло примерно половину его танкового парка. К этому времени он был единственной страной на Ближнем Востоке, имевшей эти танки на вооружении. Тем не менее, во время Шестидневной войны они применялись в основном на второстепенных направлениях, основной ударной силой были английские тяжёлые «Центурионы», имевшие более тяжёлое вооружение и лучшее бронирование. Перед Войной Судного дня 1973 года «Шерманы» постепенно снимались с вооружения, и после войны были или переделаны в САУ и другие машины, или проданы в другие страны. [править]Индо-пакистанские войны Индия получила первые танки ещё во время Второй мировой войны, и они принимали участие в боевых действиях в Бирме. Это были как американские, так и британские версии «Шерманов». В дальнейшем танки активно закупались и Индией, и Пакистаном. В Индо-пакистанской войне 1965 года «Шерманы» участвовали с обеих сторон конфликта. На момент начала войны Индия имела 332 «Шермана» различных типов, а Пакистан — 305. В основном это были M4A1 и M4A3, многие танки, имевшие 75-мм орудие, были перевооружены 76-мм орудием M1. В Индии предпринимались попытки перевооружения французской пушкой по аналогии с израильским Sherman M50. Несмотря на то, что «Шерманы» составляли чуть менее половины танкового парка обеих сторон, они использовались в основном на второстепенных направлениях, а также для фланговых атак. Танками первой линии были менее подвижные, но более тяжеловооружённые и лучше бронированные «Паттоны» (с пакистанской стороны) и «Центурионы» (с индийской). [править]Оценка машины
[править]Конструкция и потенциал развития Компоновка «Шермана» была типичной для американских и немецких танков времён ВМВ, с размещением двигателя в задней части танка, а трансмиссии — в передней. Одной из наиболее характерных отличительных черт M4 стала его высота, бо́льшая, чем у любого другого сравнимого танка, за исключением M3. Причин этому три. Во первых, переднее расположение трансмиссии, которое увеличивает высоту танка из-за необходимости располагать карданный вал в боевом отделении. Во вторых, звездообразный двигатель, расположенный вертикально. В третьих, высоко расположенный коленчатый вал двигателя был связан с трансмиссией наклонно установленным карданным валом, проходившим достаточно высоко над полом боевого отделения. Немецкие конструкторы решали эту проблему при помощи составных карданных валов, или стараясь расположить двигатель так, чтобы его коленчатый вал находился на той же высоте, что и входной вал трансмиссии. Американцы не пошли на эти меры, в первую очередь из соображений упрощения конструкции. Из-за вертикальных бортов и общей большой высоты, M4 отличался большим объёмом забронированного пространства, до сих пор являясь одним из лидеров по данному показателю (но уступая M3). Несмотря на то, что это не лучшим образом сказывалось на защищённости танка (особенно уязвимы были вертикальные борта, имеющие к тому же приличную площадь), танк был любим экипажами за удобство внутреннего размещения. Вертикальные борта и большие надгусеничные полки позволили сделать погон башни большого диаметра. В целом, компоновка танка не способствовала повышению его боевых качеств (особенно защищённости и скрытности), но положительно влияла на комфорт экипажа, и, кроме того, давала танку приличный потенциал для дальнейшей модернизации. Конструкция ходовой части была типичной для довоенных танков, к моменту появления «Шермана» она несколько устарела. Тем не менее, никаких особых нареканий на ходовую часть не было, а гусеницы с резинометаллическим шарниром были по тем временам достаточно прогрессивным решением. Изначально конструкция подвески была рассчитана на более лёгкие M2 и M3, но с началом массового производства тележки были усилены. Обзорность танка была вполне приемлемой, качество обзорной оптики — хорошим. Танки поздних выпусков отличались в лучшую сторону, поскольку имели командирскую башенку. Тем не менее, немецким танкам «Шерман» в этом отношении немного уступал, зато значительно превосходил советские. Конструкция танка, по американским меркам, очень технологична, и пригодна для массового производства на автомобильных заводах. Используемые комплектующие также были пригодны для массового производства. Единственной технологически сложной деталью являлся стабилизатор орудия, но американцы имели очень развитое приборостроение (работавшее в основном на нужды авиации). «Шерман» имел очень большой потенциал модернизации, в основном из-за большого объёма боевого отделения, которое позволяло размещать боезапас достаточно крупных орудий, а также из-за большого диаметра погона башни, что позволяло сменить башню на более просторную. Кроме того, размещение элементов ходовой части позволяло практически полностью поменять её конструкцию, никак не затрагивая остальные части танка (ходовая часть заменялась в том числе и на уже выпущенных танках). Танк имел существенный запас по массе, а просторное моторное отделение позволяло иметь широкую номенклатуру двигателей. В целом конструкция «Шермана» была вполне удачной и современной. С другой стороны, никаких новаторских для мирового танкостроения решений в конструкции этого танка не было, и в определённой степени он явился простым и быстрым ответом американской промышленности на требования армии. Компоновка танка, конструкция его ходовой части, тип трансмиссии и т. д. не стали стандартом, и «Шерману» не суждено было стать основоположником послевоенных серий, в отличие от Т-34, получившего дальнейшее развитие в моделях Т-44 и Т-54. [править]Вооружение В момент появления «Шерманов» на поле боя его 75-мм орудие M3 могло успешно бороться со всеми типами немецких и итальянских танков. По бронепробиваемости оно уступало только немецкому 7,5 cm KwK 40 L/43, устанавливаемому на PzKpfw IV Ausf. F2. Тем не менее, практически одновременно с «Шерманом» начал военную карьеру PzKpfw VI Tiger I, чья лобовая броня не пробивалась орудием «Шермана», а пушка 8,8 cm KwK 36 значительно превосходила M3 по всем показателям. Так как американская военная промышленность к тому моменту не выпускала танков с более мощным вооружением, то можно сказать, что вооружение «Шермана» устарело практически в момент появления. Орудие M3 было практически аналогично советскому Ф-34, устанавливаемому на Т-34, отличаясь лишь меньшей начальной скоростью бронебойных снарядов[9]. Кроме того, в отличие от Ф-34, в боекомплекте M3 не имелось серийно выпускавшихся кумулятивных или подкалиберных снарядов. 76-мм орудие M1 превзошло по бронепробиваемости 7,5 cm KwK 40 L/43, и сравнялось с 7,5 cm KwK 40 L/48 поздних модификаций «четвёрки», но значительно уступало современным ему немецким образцам, в первую очередь 7,5 cm KwK 42 «Пантеры», и 8,8 cm KwK 43 «Королевского Тигра». В отношении борьбы с небронированными целями перевооружение на M1 было скорее шагом назад, из-за меньшего поражающего действия осколочного снаряда, и меньшей номенклатуры боприпасов. Орудие M1 имело сравнимую бронепробиваемость одинаковыми типами снарядов с советскими 85-мм Д-5 и ЗиС-С-53, но снабжение снарядами с вольфрамовым сердечником M93 было налажено раньше, чем подкалиберными БР-365П. Очень большим плюсом вооружения «Шермана» было то, что его орудие оснащалось гироскопическим стабилизатором, работавшим в вертикальной плоскости. Так как телескопический прицел был спарен с пушкой, а перископический синхронизирован с ней, поле зрения наводчика также оставалось стабилизированным. Производительность стабилизатора не позволяла вести прицельный пушечный огонь с хода, зато он работал как весьма эффективный демпфер колебаний — цель всё время оставалась в поле зрения наводчика, и промежуток между остановкой танка и открытием огня был очень коротким. Кроме того, танк мог вести на ходу прицельный огонь из спаренного пулемёта. С другой стороны, эффективное использование стабилизатора требовало определённой подготовки экипажа, поэтому многие экипажи предпочитали его отключать. Наличие стабилизатора, высокое качество изготовления пушечных стволов и снарядов, а также хорошее качество оптики танка делало огонь «Шермана» весьма точным, что частично компенсировало недостаточную мощность пушки. По сравнению с Т-34, гидравлический привод башни был значительно более точным и плавным, по сравнению с немецкими танками — он обеспечивал более быстрый поворот башни (время на полный оборот башни — 12 сек. у Т-34-85,[7] 14 сек. у Т-34,[10] 16 сек. у «Шермана»,[7] 26 сек. у PzKpfw IV,[7] 69 сек. у «Тигра»). Минусом такого привода была его большая по сравнению с электрическим пожароопасность. Ещё одной важной особенностью вооружения этого танка было оснащение его крупнокалиберным пулемётом Browning M2 в турели над люком командира, крупнокалиберного пулемёта не имел ни один другой танк того времени, кроме более тяжёлого ИС-2. Минусом являлось отсутствие прицельных приспособлений курсового пулемёта. Предполагалось, что стрельба из него будет вестись вслепую, трассирующими боеприпасами, под руководством командира танка. На практике это срабатывало далеко не всегда. В целом, можно сказать, что вооружение танка «Шерман» соответствовало вооружению Т-34, и так же как у последнего, уступало вооружению немецких средних и тяжёлых танков, начиная с конца 1942 года. Пушка «Шермана» позволяла бороться со всеми типами лёгких и средних немецких танков, но была недостаточно мощной для борьбы с тяжёлыми типами. Перевооружение не смогло принципиально изменить ситуацию, хотя и позволило превзойти по этому показателю немецкий средний танк PzKpfw IV. Эффективность применения вооружения примерно соответствовала немецким образцам, и превосходила советские, по причине наличия стабилизатора и значительно лучшей оптики. [править]Защищённость
Борты обшивались досками для защиты от магнитных мин Бронирование «Шермана» примерно соответствует уровню других средних танков ВМВ. Бронирование башни было более мощным по сравнению с Т-34, и примерно таким же, как у Т-34-85 и PzKpfw IV. Лоб корпуса «Шермана» был защищен хуже, чем у Т-34 и Т-34-85, что вкупе с большими вертикальными размерами корпуса делало танк уязвимым при дуэльных схватках с танками и противотанковой артиллерией противника. Также минусом было слишком высокое размещение боеукладки, впоследствии этот недостаток устранили. Стремясь максимально повысить ремонтнопригодность танка, конструкторы оснастили его передней легко снимающейся даже в полевых условиях трансмиссией и внешне расположенными узлами подвески. Но это привело к относительно низкой живучести этих узлов. Переднее расположение трансмиссии и её недостаточная защищённость гарантированно лишало танк подвижности при пробитии нижней части лобовой брони, а также могло обжечь экипаж раскалённым маслом, а при стрельбе в нижнюю часть борта даже из стрелкового оружия выходила из строя подвеска. Поэтому за высокую ремонтнопригодность экипажам «Шерманов» приходилось расплачиваться более частым ремонтом из-за боевых поломок. С последним недостатком боролись, навешивая с бортов внешние броневые листы, которые однако были тонкими и пробивались любым видом артиллерийского вооружения. Помимо вероятности разбрызгивания горячего масла из КПП при пробитии передней брони также заслуживает внимания пожарооопасный электрогидравлический привод поворота башни и применение на большинстве модификаций бензиновых двигателей. Однако всё же размещение баков в моторном отделении, бронеперегородка между моторным и боевым отделением, наличие автоматической и ручной системы пожаротушения делали танк относительно безопасным даже несмотря на потенциально высокую воспламеняемость. По сравнению с тяжёлыми немецкими и советскими танками бронирование «Шермана» было недостаточным. Исключение составлял M4A3E2, но эти танки были выпущены в незначительных количествах и имели относительно слабое вооружение. Броня «Шерманов» не цементировалась, и поэтому была более вязкой, чем у немецких и советских танков. Это уменьшало вероятность рикошета или раскалывания снарядов, но такая броня давала намного меньше вторичных осколков, что высоко оценивалось экипажами. Ранние модели «Шерманов» страдали склонностью к возгоранию при попадании снаряда с высокой начальной скоростью. «Шерманы» получили такие зловещие прозвища как «Томмижарка» (англ. Tommycooker) (от немцев, которые называли английских солдат «Томми») и «Ронсон» (от англичан, по марке зажигалки, которая рекламировалась под слоганом «Зажжётся с первого раза, каждый раз!»). Польские танкисты называли их «горящими могилами». Эта уязвимость увеличивала потери экипажей и сильно понижала ремонтопригодность подбитых танков. Расследование армии США показало, что основной причиной этого явилось хранение боекомплекта в спонсонах без должной защиты. Бытующее мнение, что виной возгораниям был бензиновый двигатель, остаётся неподтверждённым; большинство танков той эпохи имело бензиновые двигатели. Изначально проблема решалась наваркой дополнительных броневых плит дюймовой толщины на вертикальные спонсоны в местах расположения корзин боекомплекта; в последующих моделях боекомплект был перенесён на дно корпуса, с дополнительными водяными рубашками, окружавшими хранилище снарядов. Эта модификация значительно уменьшила вероятность «зажарки». [править]Мобильность [править]Стратегическая мобильность M4 удовлетворял всем требованиям, предъявляемым к среднему танку в отношении стратегической мобильности. Малый вес и небольшая ширина позволяли легко перевозить его всеми видами транспорта, включая железнодорожный. Погрузка и разгрузка также не составляли проблемы. Надёжность и ресурс силовых агрегатов, трансмиссии и ходовой части позволяли осуществлять переброску «Шерманов» на большие расстояния своим ходом, обрезиненная гусеница не разбивала дороги, танк выдерживало большинство мостов. Скорость движения была приемлемой, мягкая подвеска сохраняла относительный комфорт экипажа. В этом отношении «Шерман» превосходил все советские танки, а также большинство немецких. Недостатком было высокое потребление топлива (большее, чем у других средних танков ВМВ), и как следствие — малый запас хода, на большинстве бензиновых модификаций не более 190 км. [править]Тактическая мобильность В отношении тактической мобильности «Шерман» также оценивался достаточно высоко. Энерговооружённость хорошая, на уровне лучших средних танков ВМВ, зависела от типа и модели установленного двигателя. Формально, танк уступал в этом отношении советскому Т-34, но на практике разница в мощности двигателей компенсировалась более удачной трансмиссией «Шермана» и лучшим подбором передаточных чисел в коробке передач. Скорость и по шоссе, и по пересеченной местности была хорошей, управление танком — лёгким, благодаря усилителям. Танк не был склонен к продольной раскачке, как Т-34. Маневренность танка несколько ограничивалась большим соотношением длины к ширине, а также использованием трансмиссии типа «Cletrac», минусом которой была невозможность разворота на месте. Это вызывало определённые затруднения при маневрировании на поле боя, и особенно проявлялось при маневрировании в стеснённых условиях, например при погрузке или разгрузке. Проходимость на мягких грунтах M4 с подвеской VVSS была хуже, чем у советских танков и немецких танков поздних типов, из-за большего удельного давления на грунт. Подвеска HVSS вывела «Шерман» на одну из лидирующих позиций по этому показателю. Геометрическая проходимость танка была ограничена высоким расположением центра тяжести, при наезде одной гусеницей на высокое препятствие танк мог перевернуться, особенно если наезд происходил на большой скорости. Плюсом был высокий дорожный просвет. Сцепные свойства гусениц зависели от типа траков, в целом были удовлетворительными, но танк уступал немецким и советским образцам при движении по льду и другим скользким поверхностям (типа мокрой глины). Проблема частично решалась за счёт съёмных шпор, впрочем она в основном проявлялась при действиях в России, и очень мало на других ТВД. Резинометаллические шарниры и обрезиненные траки делали танк тихим в движении, что дополнялось тихой работой двигателей. Это делало возможной, во первых, относительно скрытную перегруппировку танков непосредственно на линии фронта, а во вторых позволяло совершать скрытые маневры, что особенно проявлялось на Восточном фронте (советские танки были очень шумными, и тихие «Шерманы» часто являлись для немцев неприятным сюрпризом). [править]Надёжность Надёжность практически всех агрегатов «Шермана» была очень высока; впрочем, это относилось практически ко всем американским танкам того времени. Причиной этого стала высокая инженерная и производственная культура, а также использование вполне отработанных агрегатов, источником которых стала автомобильная и тракторная промышленность. Конструкция танка была относительно простой, что также положительным образом сказывалось на его надёжности. Двигатели всех вариантов имели большой ресурс, редко требовали обслуживания, и почти не нуждались в регулировках, что выгодно отличало американские танки как от советских, так и от немецких образцов. Трансмиссия также не создавала проблем. Гусеница, благодаря резинометаллическому шарниру, имела ресурс, превосходящий ресурс всех других типов гусениц. Требования к качеству ГСМ были на среднем уровне, различаясь в зависимости от типа и модели двигателя. Как правило, танки хорошо работали на доступных ГСМ. В целом, «Шерман» был одним из самых надёжных и неприхотливых танков ВМВ, и лучшим средним танком войны по этому показателю. Минусом являлась его меньшая, по отношению к советским танкам, ремонтопригодность, особенно в полевых условиях. Кроме того, танк требовал более квалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала. [править]Аналоги «Шерман» относился к категории средних танков, наиболее многочисленной и разнообразной среди всех, представленных во время ВМВ и после неё. Практически любая страна, имевшая в то время танковую промышленность, производила танк, сравнимый с M4: Т-34 — наиболее близкий по характеристикам аналог «Шермана», появившийся на несколько лет раньше. Несколько превосходит последний по подвижности и защищённости, примерно равноценен ему в мощности вооружения (в сравнении с «Шерманом» с 75-мм пушкой), однако по сравнению с «Шерманом» имеет устаревшую ходовую часть, меньшую надёжность и значительно худшие условия работы экипажа[11]. Т-34-85 — модернизированная версия Т-34, появился на два года позже «Шермана». Также несколько превосходит «Шерман» по подвижности и защищённости и значительно превосходит его в мощности орудия (уступая, однако, в бронепробиваемости версии Sherman Firefly). Как и Т-34, отличается меньшей надёжностью и худшими условиями работы экипажа, но на Т-34-85 отставание от «Шермана» в этих областях сокращено. PzKpfw IV — основной немецкий аналог, также более старый. Имел сравнимые характеристики, уступая в подвижности, и превосходя в мощности орудия (с модификации PzKpfw IV Ausf F2). Танк не был оборудован стабилизатором, однако обладал лучшими прицельными приборами[11]. PzKpfw V — «Пантера» стала основным, и самым серьёзным противником «Шерманов» на Западном фронте. Несмотря на то, что «Пантера» относится к более тяжёлой весовой категории, по немецкой классификации она считается средним танком, что соответствует степени насыщенности этими танками немецких войск к концу войны. «Пантера» полностью превосходит «Шерман» по всем основным боевым показателям, уступая только в надёжности. Несмотря на то, что эти танки появились примерно в одно и то же время, по сути они относятся к разным поколениям. Cruiser Mk VIII Cromwell — английский средний танк примерно той же весовой категории, и появившийся почти одновременно с «Шерманом». Уступает в мощности вооружения и бронировании, но имеет лучшую энерговооружённость. Cruiser, Comet, A34 — наиболее совершенный английский средний танк времён Второй мировой войны, появился позже «Шермана». Превосходит «Шерман» по всем основным боевым показателям. Несмотря на несколько больший вес, имеет значительно более высокую энерговооружённость и лучшую подвижность. Орудие примерно соответствует Sherman Firefly. Можно сказать, что среди своих аналогов «Шерман» выделялся в первую очередь простотой и технологичностью конструкции, сочетающейся с высоким качеством изготовления. Это позволило ему стать, наряду с Т-34, основным танком Второй мировой войны. [править]Интересные факты
[править]The Comb (гребень)
M4A4 в израильском музее. Видна маска пушки раннего образца, отсутствие перископического прицела, модернизированные для действий в пустыне крылья. Слева около заводской маркировки на крышке трансмиссионного отделения виден гребень. С танком «Шерман» связана одна довольно любопытная история. Послевоенным историкам и энтузиастам довольно долго не давал покоя вопрос, что за странный предмет встречается на многих фотографиях «Шерманов» ранних образцов, и даже попадается на некоторых сохранившихся танках. Предмет представляет собой наваренную на крышку трансмиссионного отделения под курсовым пулемётом небольшую металлическую планку с несколькими прорезями или крючками, причём конструкции его весьма разнообразны. Среди энтузиастов загадочная деталь получила название «Гребень» (the Comb). В «Руководстве по Эксплуатации» эта деталь не описана, в воспоминаниях ветеранов не упоминается, и вообще выглядит довольно загадочно. Каких только предположений не делалось. «Гребень» считали креплением для антенны, приспособлением для разрезания проволоки, кто-то считал, что он нужен для очистки грязи с обуви танкистов, а некоторые вообще называли его открывалкой для бутылок. Рассматривалась даже версия, что это приспособление для быстрого аварийного сброса танка с трейлера для перевозки. Когда загадка разрешилась, оказалось, что это приспособление для блокирования тормозов танка в положении для перевозки морем или по железной дороге. На тормозные рычаги накидывалась тросовая петля, она пропускалась в скобу за сиденьем механика-водителя, назначение которой тоже долгое время было загадкой, и выводилась наружу через пулемётный порт (в танках, поступающих с завода, курсовой пулемёт был демонтирован, и находился внутри танка в законсервированном состоянии). Гребень служил для того, чтобы трос можно было натянуть и закрепить, фиксируя тем самым рычаги в заднем положении. Танк при этом находился в застопоренном состоянии, причём транспортный персонал мог быстро сбросить трос, расстопоряя танк, и передвинуть танк на новое место. Без такого приспособления сделать это было бы непросто, поскольку люки танков находились в закрытом положении, и, как правило, были опломбированы. [править]Подарки танкистам В книге Лозы «Танкист на иномарке»[12] описан довольно интересный случай. Поступающие в СССР по ленд-лизу «Шерманы» расконсервировались непосредственно в войсках, в которые приходили в том самом виде, в котором покидали заводские ворота. Представители американских фирм рассказывали советским танкистам, что работники заводов обычно оставляют в танке небольшие подарки для танкистов, но несмотря на то, что танки приходили законсервированными, ничего интересного в них обнаружить не удавалось. Законсервированные танки поступали с двумя пробками из пушечного сала в стволе орудия, одна со стороны затвора, другая в дульной части, при расконсервации пробки выбивались банником. При выбивании очередной пробки, из ствола выпала и разбилась бутылка виски. Любопытно, что диаметр стандартной бутылки виски составляет как раз 3 дюйма, что совпадает с калибром устанавливаемых на «Шерманы» орудий M2, M3 и M1. После этого стволы стали расконсервировать очень аккуратно. [править]Другие интересные факты Нижние эвакуационные люки «Шерманов» были постоянным объектом воровства американских пехотинцев — они устраивали из них импровизированные крыши индивидуальных стрелковых ячеек. Это привело к тому, что люки стали дополнительно крепить цепями. [править]Где можно увидеть
M4A2 в Бронетанковом музее в Кубинке
M4A4 в Бронетанковом музее в Кубинке Количество дошедших до наших дней «Шерманов» достаточно велико, около 1000 экземпляров. Россия — Бронетанковый музей в Кубинке, площадка бронетехники на Поклонной горе, Музей в пос. Снегири Московской обл. Украина — площадка бронетехники Национальной Академии Обороны Украины, г.Киев США — Абердинский музей вооружений. Франция — Танковый Музей в Сомюре. Великобритания — Танковый музей в Бовингтоне. Израиль — Музей в Латруне. [править]Примечания
↑ Шерман история создания и применения — Восточный фронт, 1996. — 36 с. ↑ S. J. Zaloga. Panther vs. Sherman. Battle of the Bulge 1944 — Oxford: Osprey Publishing, 2008. — P. 28. — 80 p. — (Duel № 13). — ISBN 978-1-84603-292-9. ↑ 1 2 R. P. Hunnicutt. Sherman. A History of the American Medium Tank — С. 538—551. ↑ The Military Balance 2010. — P. 91. ↑ Wojciech J. Gawrych. History & Model No.1: Sherman IC Firefly — Rossagraph, 2004. — ISBN 83-89717-50-6 ↑ Steven J. Zaloga. M26/M46 Pershing Tank 1943—1953 — С. 11. ↑ 1 2 3 4 Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман» — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — С. 32. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (22)). ↑ Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман» — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — С. 27. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (22)). ↑ Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман» — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — С. 31. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (22)). ↑ М. Барятинский. Средний танк Т-34 — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — С. 21. — (Бронеколлекция, выпуск № 3 / 1999). ↑ 1 2 Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман» — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — С. 29—31. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (22)). ↑ Лоза Д. Ф. Танкист на «иномарке». [править]Литература
Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман» — М.: Моделист-Конструктор, 1999. — 32 с. — (Бронеколлекция № 1 (22)). Барятинский М. Б. Средний танк «Шерман». Вместе и против Т-34 — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. — 96 с. — (Арсенал Коллекция). — ISBN 5-699-18331-0, ББК 68.54 Б26. М. Коломиец, И. Мощанский. Танки ленд-лиза — М.: ЭксПринт, 2000. В. Чобиток. Ходовая часть танков. Подвеска — Техника и Вооружение, выпуск № 7, 2005. Cooper, Belton Y. Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II — Novato, CA: Presidio, 1998. — ISBN 0-89141-670-6. David Fletcher. Sherman Crab Flail Tank — Osprey Publishing, 2007. — ISBN 978-1-84603-084-0. R. P. Hunnicutt. Sherman. A History of the American Medium Tank — Presidio Press, 1992. — ISBN 0-89141-080-5. Steven J. Zaloga. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two — Weidenfeld & Nicholson military, 1984. — ISBN 0-85368-606-8. Steven J. Zaloga. The M4 Sherman at War. The European Theatre 1942—1945 — Armor at War Series, 7001, Concord Publications Company. Steven J. Zaloga. The Sherman Tank in US and Allied Service — Osprey Publishing, 1984. — ISBN 0-85045-427-1. [править]Ссылки
Шерман (танк) на Викискладе? Лоза Дмитрий Фёдорович. Воспоминания — танкисты Sherman Register OnWar «Шерман» на AFV Database «Шерман» на WWII vehicles «Шерман» на israeli-weapons.com M4 «Шерман» в Югославии «Шерман» на Броне-сайте Василия Чобитка M-4, Patton Tank Museum, USA M-4A3E8, Patton Tank Museum, USA Серийные средние танки Второй мировой войны[скрыть] Австралия: Сентинел | Аргентина: Нахуэль | Великобритания: Матильда • Mk.I • Mk.II • Mk.III • Mk.IV • Ковенантер • Крусейдер • Кавалир • Кентавр • Кромвель • Челленджер • Комета | Венгрия: Туран | Третий рейх: PzKpfw III • PzKpfw IV • Пантера | Италия: M11/39 • M13/40 • M14/41 • M15/42 | Канада: Рэм | СССР: Т-28 • Т-34 • Т-34-85 • Т-44 | США: M2 • M3 Ли • M4 Шерман | Франция: S 35 • B1 | Япония: Чи-Ха • Шинхото Чи-Ха • Чи-Хе • Чи-Ну
[скрыть] п·о·р Бронетехника США периода Второй мировой войны Лёгкие танки M2 · M3/M5 «Стюарт» · M22 «Локаст» · T10 · M24 «Чаффи»
У нас лучший сайт потому что мы ценим наших посетителей и стараемся угодить вам прежде всего! Ведь именно благодаря вам существует сайт! Большое спасибо тем кто участвует в жизни сайта и помогает материалами и спонсирует на разные мелочи! Вы наверное спросите чем же наш сайт new лучше других? А я вам отвечу тем что он прост как в оформление так и по Низкому количеству рекламы! Мы не бомбим спамом и массовой рекламой что бы заработать на вас хотя бы цент за посещение) У нас всё просто фото альбом он и в Африке фото (Фотографий: 3706) как понимаете (масса картинок позитивных смешных ну самых разных как поняли подборка для всех), новости тут у нас несколько разделов если заметили ( игры, кино, музыка, новости, картинки, сфот ) тут так же всё просто без каких то либо скрытых реклам и прочего! В общем посещая наш сайт гарантируем хорошие настроение и много нужной и полезной информации обновляемая каждый день! Кстати посетите наш каталог статей и форум) У нас нет обязательного условия на регистрацию вас принудительно скрывая ссылки на скачки! + размер информации на нашем сайте уже превысил 986 Mb а это значит что явно и для вас найдется что- то интересное, полезное и занимательное! Да и вообще администрация пойдёт навстречу к вам если у вас будут пожелания по сайту изменить, добавить, удалить и прочее пишите на форуме сделаем всё для вас! Всем кому понравился наш сайт добавляйте нас в закладки соц. сети и блоги, на наших страницах есть кнопка (ПОДЕЛИТЬСЯ) будем вам благодарны!