Понедельник, 2024-12-23, 5:33 AM
Новости от stopmp3.ru это всё для вас можно скачать беспл...Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
  • Главная страница
  • Информация о сайте
  • Статьи
  • Форум
  • Фотоальбом
  • Гостевая книга
  • Каталог файлов
  • Бесплатный каталог сайтов
  • Дневник
  • Онлайн игры
  • Тесты
  • Доска объявлений
  • Видео
  • Самые лучшие sms
  • ..::Гороскоп::..
  • ДОСТУП "PDA"
    Категории раздела
    Мои статьи [173]
    Форма входа
    Статистика
    Статы pr-cy:
    CY & PR
    LiveInternet:

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Шерман (танк)
    Шерман (танк)
    [править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
    У этого термина существуют и другие значения, см. Шерман.
    У этого термина существуют и другие значения, см. М-4.

    M4 Sherman
    Классификация средний танк
    Боевая масса, т 30,3
    Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
    Экипаж, чел. 5
    История
    Годы производства 1942—1945
    Годы эксплуатации с 1942
    Количество выпущенных, шт. 49 234
    Основные операторы

    Размеры
    Длина корпуса, мм 5893
    Ширина корпуса, мм 2616
    Высота, мм 2743
    Клиренс, мм 432
    Бронирование
    Тип брони стальная гомогенная
    Лоб корпуса (верх), мм/град. 51 / 56°
    Лоб корпуса (низ), мм/град. 108 / 0—56°
    Борт корпуса, мм/град. 38 / 0°
    Корма корпуса, мм/град. 38 / 0…10°
    Днище, мм 13—25
    Крыша корпуса, мм 19—25 / 83—90°
    Лоб башни, мм/град. 76 / 30°
    Маска орудия, мм/град. 89 / 0°
    Борт башни, мм/град. 51 / 5°
    Корма башни, мм/град. 51 / 0°
    Крыша башни, мм 25
    Вооружение
    Калибр и марка пушки 75-мм M3
    Тип пушки нарезная
    Длина ствола, калибров 36,5
    Боекомплект пушки 97
    Углы ВН, град. −10…+25
    Прицелы телескопические M55, M38, перископический M4
    Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
    Подвижность
    Тип двигателя радиальный
    9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
    Мощность двигателя, л. с. 400 (395 европейских л.с.)
    Скорость по шоссе, км/ч 39
    Запас хода по шоссе, км 190
    Удельная мощность, л. с./т 13,0
    Тип подвески сблокированная попарно, на вертикальных пружинах
    Удельное давление на грунт, кг/см² 0,96
    Преодолеваемая стенка, м 0,6
    Преодолеваемый ров, м 2,25
    Преодолеваемый брод, м 1,0
    «Шерман» (англ. M4 Sherman) — основной американский средний танк периода Второй мировой войны. Широко использовался в американской армии на всех театрах боевых действий, а также в больших количествах поставлялся союзникам (в первую очередь Великобритании и СССР) по программе ленд-лиза. После ВМВ «Шерман» состоял на вооружении армий многих стран мира, а также участвовал во множестве послевоенных конфликтов. В армии США M4 состоял на вооружении вплоть до окончания Корейской войны. Название «Шерман» (в честь американского генерала времён Гражданской войны Уильяма Шермана) танк M4 получил в английской армии, после чего это название закрепилось за танком в американской и других армиях. У советских танкистов имел прозвище «эмча» (от М4).
    M4 стал основной американской танковой платформой во время ВМВ, и на его базе было создано большое количество специальных модификаций, САУ, инженерной техники.
    Всего с февраля 1942 года по июль 1945 года было выпущено 49 234 танка[1] (не считая танков канадского производства). Это третий (после Т-34 и Т-54) наиболее массовый танк в мире, и наиболее массовый танк американского производства.
    Содержание [убрать]
    1 История создания
    2 Описание конструкции
    2.1 Броневой корпус и башня
    2.2 Вооружение
    2.2.1 75-мм M3
    2.2.2 76-мм M1
    2.2.3 17-фунтовая пушка
    2.2.4 105-мм гаубица M4
    2.2.5 Вспомогательное вооружение
    2.3 Размещение экипажа, приборное оборудование и прицельные приспособления
    2.4 Двигатель
    2.5 Трансмиссия
    2.6 Ходовая часть
    3 Модификации
    3.1 Основные серийные варианты
    3.2 Опытные образцы
    3.3 Специальные танки на базе «Шермана»
    3.4 САУ на базе «Шерман»
    3.5 БРЭМ
    3.6 Послевоенные варианты
    3.6.1 Израильские «Шерманы»
    3.6.2 Египетские «Шерманы»
    4 Тактико-технические характеристики
    5 Состоял на вооружении
    6 Боевое применение
    6.1 Вторая мировая война
    6.1.1 Поставки «Шерманов» по ленд-лизу
    6.1.1.1 Поставки в Великобританию
    6.1.1.2 Поставки в СССР
    6.1.1.3 Другие страны
    6.1.2 Северная Африка
    6.1.3 Восточный фронт
    6.1.4 «Шерманы» в Европе
    6.1.5 «Шерманы» против Японии
    6.2 Послевоенные конфликты
    6.2.1 «Шерманы» в Корее
    6.2.2 Арабо-израильские войны
    6.2.3 Индо-пакистанские войны
    7 Оценка машины
    7.1 Конструкция и потенциал развития
    7.2 Вооружение
    7.3 Защищённость
    7.4 Мобильность
    7.4.1 Стратегическая мобильность
    7.4.2 Тактическая мобильность
    7.5 Надёжность
    7.6 Аналоги
    8 Интересные факты
    8.1 The Comb (гребень)
    8.2 Подарки танкистам
    8.3 Другие интересные факты
    9 Где можно увидеть
    10 Примечания
    11 Литература
    12 Ссылки
    [править]История создания

    К началу Второй мировой войны США подошли, не имея в производстве и на вооружении ни одной модели среднего или тяжёлого танка, кроме 18 штук M2. Срочно разработанный на основе M2 и поставленный в производство средний танк M3 «Ли» не удовлетворял военных уже на этапе разработки, и требования к новому танку, предназначенному для его замены, были выпущены 31 августа 1940 года, ещё до окончания работ над M3. Предполагалось, что новый танк будет использовать уже отработанные и освоенные промышленностью узлы M3, но его основное орудие будет расположено в башне. Тем не менее, работы были приостановлены, вплоть до полной отработки и постановки в серийное производство предыдущей модели, и начались только 1 февраля 1941 года. Прототип, получивший название T6, появился 2 сентября 1941 года.
    T6 сохранил многие черты своего предшественника M3, унаследовав у него нижнюю часть корпуса, конструкцию ходовой части, двигатель, а также 75-мм танковую пушку M2. В отличие от M3, T6 получил литой корпус и классическую компоновку с размещением основного вооружения во вращающейся литой башне, что избавило его от большинства свойственных конструкции M3 недостатков.
    Танк был быстро стандартизован, получил обозначение M4, и в феврале 1942 года было начато его серийное производство. Первые танки относились к варианту M4A1 с литым корпусом, и были произведены Lima Locomotive Works по контракту с британской армией. Несмотря на то, что танк предполагалось оснастить орудием M3, из-за неготовности новой пушки первые танки получили 75-мм орудие M2, позаимствованное у предшественника.
    M4 был проще, технологичнее и дешевле в производстве, чем M3. Стоимость различных вариантов M4 колебалась в районе $45 000—$50 000 (в ценах 1945 года), и была примерно на 10 % ниже стоимости M3. Самым дорогим был M4A3E2 (Sherman Jumbo), он стоил $56 812.
    [править]Описание конструкции

    Схема внутренней компоновки танка M4A4.
    Танк M4 имеет классическую компоновку, с размещением моторного отделения сзади, а трансмиссионного — спереди танка. Между ними располагается боевое отделение, башня кругового вращения установлена практически по центру танка. Такая компоновка в целом характерна для американских и немецких средних и тяжёлых танков времён ВМВ. Несмотря на отказ от спонсонного размещения основного танкового орудия, высота корпуса танка, хоть и меньше по сравнению с M3, всё же осталась значительной. Основная причина этого — вертикальное расположение звездообразного авиационного двигателя, применённого на этом танке.
    [править]Броневой корпус и башня

    Танки ранних серий унаследовали от своего предшественника M3 нижнюю лобовую деталь, состоявшую из трёх секций, скреплённых болтами.
    Корпус большинства модификаций танка M4 имеет сварную конструкцию из листов катаной броневой стали. НЛД, которая одновременно является крышкой трансмиссионного отсека, литая, сборная из трёх частей с креплением на болтах (впоследствии заменена на единую деталь). В процессе производства существовало множество вариантов корпуса танка, незначительно отличавшихся формой и весьма значительно — технологией изготовления. Первоначально предполагалось, что танк будет иметь литой корпус, но из-за сложностей с массовым производством отливок такого размера, литой корпус получил только M4A1, производившийся одновременно со сварным M4.
    Нижняя часть корпуса была такой же, как и у танка M3, за исключением того, что для изготовления использовалась сварка, а не клёпка, в том числе и у танков с литым корпусом.
    На первых вариантах танка верхняя лобовая деталь корпуса имела наклон 47 градусов и толщину 51 мм. ВЛД была ослаблена вваренными в неё выступами с лючками смотровых приборов. На более поздних модификациях лючки были перенесены на крышу корпуса, ВЛД стала цельной, но из-за переноса лючков её пришлось сделать более вертикальной, 56 градусов.
    Борта корпуса состоят из вертикально установленных броневых листов толщиной 38 мм, такое же бронирование имеет задняя часть. На прототипе в борту танка имелся достаточно большой люк для экипажа, но на серийных машинах от него отказались.

    M1A1 с литым корпусом
    В днище корпуса за местом стрелка-радиста расположен люк, предназначенный для относительно безопасного покидания танка экипажем на поле боя под огнём противника. В некоторых случаях этот люк использовался для эвакуации с поля боя раненых пехотинцев или членов экипажей других танков, поскольку внутреннее пространство «Шермана» было достаточно большим, чтобы временно разместить в нём ещё несколько человек.
    Башня танка литая, цилиндрической формы с небольшой кормовой нишей, установлена на погоне диаметром 1750 мм с шариковым подшипником, толщина брони лба башни 76 мм, борта и кормы башни 51 мм. Лоб башни скошен под углом 60°, маска пушки имеет бронирование 89 мм. Крыша башни имеет толщину 25 мм, крыша корпуса от 25 мм в передней до 13 мм в задней части танка. В крыше башни имеется командирский люк, также являющийся входным для наводчика и заряжающего. В башнях позднего производства (начиная с августа 1944 года) имеется отдельный люк для заряжающего. Крышка командирского люка двустворчатая, на люке установлена турель зенитного пулемёта. Механизм поворота башни электрогидравлический или электрический, с возможностью ручного поворота в случае отказа механизмов, время полного оборота 15 сек. В левом борту башни имеется порт для стрельбы из пистолета, закрытый бронезаслонкой. В феврале 1943 года от пистолетного порта отказались, но по требованиям военных ввели его обратно в начале 1944 года.
    Боезапас орудия размещается в горизонтальных боеукладках, расположенных по бортам корпуса в надгусеничных полках (одна боеукладка в левом спонсоне, две в правом), в горизонтальной боеукладке на полике корзины башни, а также в вертикальной боеукладке в задней части корзины. Снаружи на борта корпуса в местах размещения боеукладки наварены дополнительные броневые плиты толщиной 25 мм (за исключением танков самых ранних серий). Боевое применение «Шерманов» показало, что при попадании бронебойных снарядов в борта корпуса танк склонен к возгоранию пороховых зарядов боеприпасов. С середины 1944 года танк получил новую конструкцию боеукладок, которые были перенесены на пол боевого отделения, в промежутки между гнёздами снарядов заливалась вода, смешанная с антифризом и ингибитором коррозии. Такие танки получили в обозначении индекс «(W)», и внешне отличались от более ранних вариантов отсутствием дополнительных бортовых бронеплит. «Мокрая» боеукладка имела значительно меньшую склонность к возгоранию при поражении бортов танка снарядами, а также при пожаре.
    Большинство выпущенных танков имели внутренний подбой из пенорезины, призванный защищать экипаж от вторичных осколков при поражении танка снарядами.
    [править]Вооружение
    [править]75-мм M3

    M4A1 с пушкой M3
    Когда M4 пошёл в массовое производство, его основным вооружением была американская танковая пушка 75 mm M3 L/40, унаследованная от поздних вариантов танка M3. В танках первых серий пушка смонтирована в установке M34. В октябре 1942 года установка была модернизирована, получив усиленную маску пушки, прикрывающую не только само орудие, но и спаренный с ним пулемёт, а также прямой телескопический прицел наводчика (до этого прицеливание велось через телескопический прицел, встроенный в перископ). Новая установка получила обозначение M34A1. Углы вертикальной наводки орудия −10…+25°.
    M3 имеет калибр 75 мм, длину ствола 40 калибров, клиновой полуавтоматический затвор, унитарное заряжание. Шаг нарезов 25,59 калибров.
    M3 в целом соответствовала советской Ф-34, и имела схожую с ней длину ствола, калибр и бронепробиваемость. Пушка была эффективна против немецких лёгких и средних танков (кроме последних модификаций PzKpfw IV), и в целом вполне соответствовала требованиям времени.
    Пушка оснащена гироскопическим стабилизатором, работавшим в вертикальной плоскости. Необычность монтажа пушки в танке состоит в том, что она монтируется развёрнутой на 90 градусов влево относительно продольной оси орудия. Это значительно облегчало работу заряжающего, поскольку при таком монтировании органы управления затвором двигаются горизонтально, а не вертикально.
    Номенклатура боеприпасов 75-мм пушки M3
    Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес выстрела, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
    Калиберные бронебойные снаряды
    Бронебойно-трассирующий остроголовый с защитным и баллистическим наконечниками (APCBC-T) M61 Projectile 6,79 9 618 14 700
    Бронебойно-трассирующий остроголовый (AP-T) M72 Shot 6,32 8,52 618 11 700
    Бронебойный облегчённый с вольфрамовым сердечником (HVAP) T45 Shot 3,81 5,92 868 12 000
    Осколочные снаряды
    Осколочная граната (HE) M42A1 Shell 6,66 8,53 нормальный / 8,87 усиленный 463 нормальный / 603 усиленный 13 000
    Дымовые снаряды
    Дымовая граната (HC) M89 Shell 3 4,46 259 1800
    Таблица бронепробиваемости для 75-мм пушки M3
    Гомогенная стальная броня, угол встречи 60 градусов
    Тип снаряда \ Дальность 500 м 1000 м 1500 м 2000 м
    APC M61 66 мм 60 мм 55 мм 50 мм
    AP M72 76 мм 63 мм 51 мм 43 мм
    HVAP T45 117 мм 97 мм 79 мм 64 мм
    Закалённая стальная броня, угол встречи 60 градусов
    Тип снаряда \ Дальность 500 м 1000 м 1500 м 2000 м
    APC M61 74 мм 67 мм 60 мм 54 мм
    AP M72 66 мм 53 мм 41 мм 33 мм
    Снаряд T45 серийно не производился.
    Боезапас составляет 90 выстрелов.
    [править]76-мм M1

    M4A1(76)W с 76-мм орудием M1A2
    В ходе войны с появлением в германских бронетанковых частях средних танков PzKpfw IV с длинноствольными 75-мм пушками и тяжёлых танков PzKpfw V «Panther» и PzKpfw VI «Tiger» возникла проблема недостаточной бронепробиваемости американских 75-мм орудий M3. Для решения этой проблемы были проведены работы по установке на M4 башни опытного танка T23 с 76-мм длинноствольной пушкой M1 в маск-установке M62. Серийный выпуск танков M4 с башней T23 продолжался с января 1944 года по апрель 1945 года. Все танки «Шерман» с 76-мм пушками получили в обозначении индекс «(76)». Новая башня имела командирскую башенку. Бронирование башни T23 круговое, 64 мм.
    Пушка M1 нарезная, калибр 76,2 мм, длина ствола 55 калибров, полуавтоматический скользящий затвор, унитарное заряжание. Существует несколько вариантов орудия. M1A1 отличается от M1 смещёнными вперёд цапфами для лучшей балансировки, M1A1C имеет на дульном конце ствола резьбу для установки дульного тормоза M2 (если дульный тормоз не установлен, резьба закрыта специальной защитной муфтой), M1A2 имеет укороченный шаг нарезов, 32 калибра вместо 40.
    Номенклатура боеприпасов орудий M1, M1A1, M1A1C, M1A2
    Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес выстрела, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
    Калиберные бронебойные снаряды
    Бронебойно-трассирующий тупоголовый с баллистическим наконечником (APCBC-T) M62 Projectile 7 11,24 792 14 700
    Бронебойно-трассирующий остроголовый (AP-T) M79 Shot 6,8 11 792 11 700
    Бронебойный облегчённый с вольфрамовым сердечником (HVAP) M93 Shot 4,26 8,58 1036 12 000
    Осколочные снаряды
    Осколочная граната (HE) M42A1 Shell 5,84 10 800 13 000
    Дымовые снаряды
    Дымовая граната (HC) M88 Shell 3,35 6,1 300 1800
    Таблица бронепробиваемости для 76-мм пушки M1A1
    Гомогенная стальная броня, угол встречи 60 градусов
    Тип снаряда \ Дальность 500 м 1000 м 1500 м 2000 м
    APC M62 93 мм 88 мм 83 мм 75 мм
    AP M79 109 мм 92 мм 76 мм 64 мм
    HVAP M93 157 мм 135 мм 116 мм 98 мм
    Гомогенная стальная броня, угол встречи 90 градусов[2]
    APC M62 116 мм 106 мм н/д н/д
    Орудие M1A2 имеет несколько бо́льшую бронепробиваемость снарядом M62 на дистанциях более 1000 метров.
    [править]17-фунтовая пушка

    Sherman VC (Sherman Firefly) с английским 17-фунтовым орудием.
    В английской армии существовали также варианты, перевооружённые английским противотанковым 17-фунтовым орудием MkIV, получившие название Sherman IIC (на базе M4A1) и Sherman VC (на базе M4A4), больше известные под общим названием Sherman Firefly. 17-фунтовая пушка устанавливалась в обычной башне, маск-установка была специально разработана для данного орудия. Стабилизатор орудия демонтировался из-за большого веса орудийного ствола.
    Пушка Ordnance QF 17 pounder Mk.IV нарезная, калибр 76,2 мм, длина ствола 55 калибров, шаг нарезов 30 калибров, затвор скользящий горизонтальный, полуавтоматический, заряжание унитарное. Пушка оснащалась дульным тормозом со встроенным противовесом.
    Боекомплект орудия составляет 77 выстрелов, и размещён следующим образом: 5 выстрелов размещается на полу корзины башни, 14 выстрелов на месте ассистента водителя, 58 выстрелов в трёх боеукладках на полу боевого отделения.
    Интересен тот факт, что англичане, не удовлетворённые мощностью орудия M3, начали работы по оснащению M4 17-фунтовым орудием задолго до того, как этим вопросом всерьёз озаботилось американское командование. Так как англичанами были получены очень хорошие результаты, они предложили американцам производить 17-фунтовое орудие по лицензии и устанавливать его на американские «Шерманы», тем более что для его установки не требовалась новая башня. По причине нежелания устанавливать на танки иностранное вооружение, американцы после нескольких опытов решили отказаться от этого решения, и стали устанавливать собственное менее мощное орудие M1.
    Номенклатура боеприпасов орудий QF 17 pounder Mk.IV, Mk.VII
    Тип Обозначение Вес снаряда, кг Начальная скорость, м/с
    Калиберные бронебойные снаряды
    Бронебойно-трассирующий остроголовый сплошной (AP-T) Shot, AP, Mk.III T 7,68 884
    Бронебойно-трассирующий с защитным колпачком (APC-T) Shot, APC, Mk.IV T 7,71 884
    Бронебойно-трассирующий с защитным колпачком и баллистическим наконечником (APCBC-T) Shot, APCBC, Mk.VIII T 7,71 884
    Подкалиберный бронебойно-трассирующий с отделяемым поддоном (APDS-T) Shot, SVDS, Mk.I T 3,46 1204
    Осколочные снаряды
    Осколочная граната (HE) Shell, HE, Mk.I T 6 890
    Таблица бронепробиваемости для 76,2-мм пушки QF 17 pounder Mk.IV
    Гомогенная стальная броня, угол встречи 60 градусов
    Тип снаряда \ Дальность 457 м 914 м 1371 м 1828 м
    APCBC Mk.VIII T 140 мм 130 мм 120 мм 111 мм
    SVDS Mk.I T 208 мм 192 мм 176 мм 161 мм
    Подкалиберный снаряд SVDS имеет несколько более низкую точность и более низкое заброневое действие, чем APCBC.
    Снаряды SVDS впервые появились в английской армии в августе 1944 года. До конца этого года промышленность выпустила 37 000 таких снарядов, до конца войны ещё 140 000. Снаряды первых серий имели существенные производственные дефекты, что позволяло использовать их только на малых дистанциях.
    [править]105-мм гаубица M4

    M4A4(105) HVSS
    Некоторое количество M4 разных типов получило в качестве основного вооружения американскую 105-мм гаубицу M4, которая являлась доработанной для применения в танке гаубицей M2A1. Эти танки предназначались для непосредственной артиллерийской поддержки пехоты.
    Гаубица смонтирована в маск-установке M52, боезапас составляет 66 выстрелов, и размещается в правом спонсоне (21 выстрел), а также на полу боевого отделения (45 выстрелов). Ещё два выстрела хранились непосредственно в башне. Башня не имеет корзины, поскольку последняя затрудняет доступ к боеукладке. Из-за трудностей с уравновешиванием орудия отсутствует стабилизатор, кроме того, башня не имеет гидропривода (был возвращён на некоторые танки летом 1945 года).
    Гаубица M4 нарезная, калибр 105 мм, длина ствола 24,5 калибра, шаг нарезов 20 калибров. Затвор скользящий, унитарное заряжание.
    Номенклатура боеприпасов 105-мм гаубицы M4
    Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес выстрела, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
    Осколочный снаряд (HE) M1 Shell 14,97 19,08 472 11 160
    Кумулятивный трассирующий противотанковый снаряд (HEAT-T) M67 Shell 13,25 16,71 381 7854
    Бронепробиваемость кумулятивного снаряда M67 одинакова для всех дистанций, и составляет 100 мм гомогенной брони при встрече по нормали.
    Гаубица M4 также может вести огонь всеми типами артиллерийских выстрелов, предназначенными для армейской гаубицы M101. Все типы выстрелов, кроме M67, имеют изменяемый заряд.
    [править]Вспомогательное вооружение
    С пушкой танка спарен пулемёт M1919A4 винтовочного калибра. Огонь из спаренного пулемёта вёл наводчик, используя электроспуск, выполненный в виде соленоида, укреплённого на корпусе пулемёта, и воздействующего на его спусковую скобу. Такой же пулемёт установлен в подвижной шаровой маске на передней лобовой детали, огонь из него вёл ассистент механика-водителя. На крыше башни, в турельной установке, совмещённой с командирским люком, установлен крупнокалиберный пулемёт M2H, использовавшийся в качестве зенитного.
    Боезапас составляет 4750 патронов для спаренного и курсового пулемётов, 300 патронов для крупнокалиберного пулемёта. Патронные ленты для курсового пулемёта размещались в надгусеничной полке справа от места ассистента водителя, ленты для спаренного пулемёта на полке в башенной нише.
    Начиная с июня 1943 года танк оборудовался 51-мм дымовой мортиркой M3, смонтированной в крыше башне с левой стороны под углом 35°, таким образом, что её казённая часть находится внутри танка. Мортирка представляет собой лицензионную версию английской «2 inch bomb thrower Mk.I», имеет регулятор, позволяющий вести огонь на фиксированную дальность 35, 75 и 150 метров, боезапас 12 дымовых снарядов. Огонь из неё обычно вёл заряжающий. Использовались также обычные мины от 50-мм миномёта.
    С целью повышения обороноспособности экипажа, танки всех модификаций комплектовались станком M2 для пулемёта M1919, пистолетом-пулемётом Томпсона.
    [править]Размещение экипажа, приборное оборудование и прицельные приспособления

    В башне пулеметчик танка М4 "Sherman" капрал Карлтон Чапмэн
    Экипаж танка состоит из пяти человек, для всех модификаций, кроме Sherman Firefly. В корпусе танка по обеим сторонам трансмиссии располагаются механик-водитель (слева) и стрелок-радист (ассистент водителя), оба имеют люки на верхней части лобовой детали (у ранних модификаций) или на крыше корпуса перед башней (у поздних модификаций). В боевом отделении и башне размещаются командир танка, наводчик и заряжающий. Место командира находится в задней правой части башни, перед ним располагается наводчик, а вся левая половина башни отдана заряжающему.
    Сиденья механика-водителя, ассистента водителя и командира танка имеют регулировку, и могут перемещаться в вертикальном направлении в довольно широком диапазоне, около 30 см. Каждый член экипажа, кроме наводчика, имеет вращающийся на 360 градусов перископ наблюдения M6, перископы также могут перемещаться вверх и вниз. Танки ранних моделей имели смотровые щели для механика-водителя и его ассистента, впоследствии от них отказались.
    Прицельные приспособления состоят из телескопического прицела M55 с трёхкратным увеличением, жёстко закреплённого в маске орудия, и перископа наводчика M4A1, имеющего встроенный телескопический прицел M38A2, который мог использоваться, как резервный. Встроенный в перископ прицел синхронизирован с орудием. На крыше башни приварены два металлических указателя, служащие для того, чтобы командир танка мог развернуть башню в направлении цели, ведя наблюдение в перископ. Курсовой пулемёт не имеет прицельных приспособлений.
    Танки, вооружённые 105-мм гаубицей, получали телескопический прицел M77C вместо M38A2. Для 76-мм орудия использовался M47A2 вместо M38A2 и M51 вместо M55.
    Впоследствии прицельные приспособления были усовершенствованы. Танк получил универсальный перископ наводчика M10 (или его модификацию с регулируемой прицельной сеткой M16) с двумя встроенными телескопическими прицелами, с однократным и шестикратным увеличением. Перископ мог использоваться с любым типом орудия. Также устанавливались прямые телескопические прицелы M70 (улучшенного качества), M71 (пятикратного увеличения), M76 (с расширенным полем зрения), M83 (переменного 4—8× увеличения).
    Танковое орудие имеет указатели углов вертикальной и горизонтальной наводки, что позволяло вести достаточно эффективный артиллерийский огонь с закрытых позиций.
    Танк оборудован смонтированной в нише башни радиостанцией УКВ диапазона одного из трёх типов — SCR 508 с двумя приёмниками, SCR 528 с одним приёмником или SCR 538 без передатчика. Антенна радиостанции выводится с левой задней стороны крыши башни.
    Командирские танки оборудовались расположенной в передней части правого спонсона КВ радиостанцией SCR 506, с антенной, выведенной в правой верхней части ВЛД.
    Танк оснащён внутренним переговорным устройством BC 605, связывающим всех членов экипажа, и являющимся частью радиостанции. Мог также устанавливаться опциональный комплект связи с сопровождающей пехотой RC 298, оснащённый внешним телефоном BC 1362, расположенным на правой задней части корпуса. Также танк мог комплектоваться мобильной радиостанцией AN/VRC 3, которая служила для связи с пехотными SCR 300 (Walkie Talkie).
    На башне T23 имеется командирская башенка с шестью фиксированными перископическими приборами наблюдения. Такой же башенкой оборудовались поздние версии танков со 105-мм гаубицами.
    Для действий в условиях плохой видимости танк оборудован гирокомпасом. В Европе гирокомпасы практически не использовались, но были востребованы в Северной Африке во время песчаных бурь, а также эпизодически применялись на Восточном фронте, в зимних условиях.
    [править]Двигатель
    Среди прочих средних танков ВМВ «Шерман» выделяется, пожалуй, наиболее широкой гаммой устанавливаемых на него двигателей. В общей сложности на танк устанавливалось пять различных вариантов двигательной установки, что дало шесть основных модификаций:
    M4 и M4A1 — звездообразный авиационный двигатель Continental R975 C1, 350 л. с. при 3500 об/мин.
    M4A2 — спарка шестицилиндровых дизелей GM 6046, 375 л. с. при 2100 об/мин.
    M4A3 — специально разработанный бензиновый V8 Ford GAA, 500 л. с.
    M4A4 — 30-цилиндровая силовая установка Chrysler Multibank A57, состоящая из пяти автомобильных бензиновых двигателей L6.
    M4A6 — дизель Caterpillar RD1820.
    Изначально компоновка танка и размеры моторного отсека были рассчитаны для звездообразного R975, что давало достаточно пространства для установки других типов двигателей. Тем не менее, 30-цилиндровый силовой агрегат A57 имел габариты, не позволяющие установить его в стандартный моторный отсек, и в варианте M4A4 танк получил более длинный корпус, который также был использован в M4A6.
    В СССР по программе ленд-лиза поставлялись M4A2, поскольку одним из требований к танку в СССР было наличие дизельной силовой установки. В американской армии дизельные танки не использовались исходя из соображений логистики, зато имелись в морской пехоте (имевшей доступ к дизельному топливу) и в учебных частях. Также дизельные танки составили примерно половину поставленных Великобритании, где применялась и бензиновая и дизельная техника.
    Танк оснащён бензиновой одноцилиндровой вспомогательной силовой установкой, служащей для подзарядки аккумуляторов без запуска основного двигателя, а также для прогрева двигателя в условиях низких температур.
    [править]Трансмиссия
    Трансмиссия танка расположена в передней части корпуса, крутящий момент от двигателя передаётся на неё карданным валом, проходящим в коробе по полу боевого отделения. Коробка передач механическая 5-скоростная, имеется задняя передача, 2-3-4-5 передачи синхронизированы. Трансмиссия имеет двойной дифференциал типа «Cletrac» и два раздельных тормоза, при помощи которых осуществляется управление. Органы управления механика-водителя — два рычага тормозов (с сервоприводом), педаль сцепления, рычаг переключения передач, ножной и ручной акселератор, ручной стояночный тормоз. Впоследствии ручной стояночный тормоз был заменён на ножной.
    Литой корпус трансмиссии является одновременно нижней лобовой деталью корпуса танка, крышка трансмиссионного отделения отливается из броневой стали, и крепится к корпусу танка болтами. Массивные детали трансмиссии в определённой степени защищали экипаж от поражения бронебойными снарядами и вторичными осколками, но с другой стороны, такая конструкция повышала вероятность повреждения самой трансмиссии при попадании в её корпус снарядов, даже в том случае, если не было пробития брони.
    В процессе производства конструкция трансмиссии не подвергалась существенным переделкам.
    [править]Ходовая часть

    Узел парной блокированной подвески VVSS с буферными пружинами танка M4A2 «Шерман»
    Подвеска танка в целом соответствует той, что была использована на танке M3. Подвеска блокированная, имеет по три опорные тележки с каждой стороны. Тележки имеют по два обрезиненных опорных катка, по одному поддерживающему катку с задней стороны, а также две вертикальные буферные пружины.
    Танки самых ранних серий, до лета 1942 года, имели подвеску с тележками от M2, такую же, как ранние варианты M3. Этот вариант подвески легко отличить по поддерживающим каткам, расположенным на вершинах тележек.
    Гусеница мелкозвенная, с резинометаллическим параллельным шарниром, шириной 420 мм, 79 траков на M4, M4A1, M4A2, M4A3, 83 трака на M4A4 и M4A6. Траки гусеницы имеют стальную основу. Первые варианты траков оснащались достаточно толстым резиновым протектором, который был ещё более утолщён для повышения ресурса гусеницы. С началом продвижения Японии на Тихом океане доступ к натуральному каучуку стал ограниченным, и были разработаны траки с приклёпанным, приваренным или привинченным стальным протектором. Впоследствии ситуация с сырьём улучшилась, и стальной протектор стали покрывать слоем резины.
    Имелись следующие варианты траков:
    T41 — трак с гладким резиновым протектором. Мог комплектоваться шпорой.
    T48 — трак с резиновым протектором с грунтозацепом в виде шеврона.
    T49 — трак с тремя приваренными стальными параллельными грунтозацепами.
    T51 — трак с гладким резиновым протектором, толщина протектора увеличена по сравнению с T41. Мог комплектоваться шпорой.
    T54E1, T54E2 — трак с приваренными стальным протектором в виде шеврона.
    T56 — трак с простым стальным протектором на болтах.
    T56E1 — трак со стальным протектором в виде шеврона на болтах.
    T62 — трак со стальным протектором в виде шеврона на заклёпках.
    T47, T47E1 — трак с тремя приваренными стальными грунтозацепами, покрыт резиной.
    T74 — трак с приваренным стальным протектором в виде шеврона, покрыт резиной.
    Канадцы разработали свой тип гусеницы C.D.P. с литыми металлическими траками с открытым металлическим последовательным шарниром. Эти гусеницы очень напоминали те, которые использовались на большинстве немецких танков того времени.
    Такая подвеска имеет обозначение VVSS (Vertical Volute Spring Suspension, «вертикальная»), в названии танка эта аббревиатура обычно опускалась.

    M4A1(76)W HVSS
    В конце марта 1945 года подвеска была модернизирована, катки стали двойными, пружины горизонтальными, была также изменена форма и кинематика балансиров, введены гидравлические амортизаторы. Подвеска получила более широкие, 58 см, гусеницы T66, T80 и T84. Танки с такой подвеской (получившей название Horisontal Volute Spring Suspension, «горизонтальная») имели аббревиатуру HVSS в обозначении. «Горизонтальная» подвеска отличается от «вертикальной» меньшим удельным давлением на грунт, и даёт модернизированным танкам несколько бо́льшую проходимость. Кроме того, эта подвеска более надёжна и менее требовательна к обслуживанию.
    Гусеница подвески HVSS имела три основных варианта:
    T66 — литые стальные траки, последовательный металлический открытый шарнир.
    T80 — резинометаллический шарнир, траки со стальным протектором в виде шеврона, покрытого резиной.
    T84 — резинометаллический шарнир, траки с резиновым протектором в виде шеврона. Использовались после войны.
    [править]Модификации

    [править]Основные серийные варианты
    Особенностью производства M4 стало то, что практически все его варианты не являлись следствием модернизаций, а имели чисто технологические отличия и производились практически одновременно. То есть отличие M4A1 от M4A2 не значит, что M4A2 обозначает более поздний и более совершенный вариант, это лишь значит, что данные модели производились на разных заводах и имеют разные двигатели (а также другие незначительные отличия). Модернизациям, таким как изменение боеукладки, оснащение новой башней и пушкой, изменение типа подвески, все типы подвергались в целом в одно и то же время, получая армейские обозначения W, (76) и HVSS. Заводские обозначения отличаются, и включают букву E и числовой индекс. Например, M4A3(76)W HVSS имел заводское обозначение M4A3E8.
    Серийные варианты «Шермана» были таковы:
    M4 — танк со сварным корпусом и карбюраторным звездообразным двигателем Continental R-975. Выпускался серийно с июля 1942 года по январь 1944 года фирмами Pressed Steel Car Co, Baldwin Locomotive Works, American Locomotive Co, Pullman Standard Car Co, Detroit Tank Arsenal. Всего выпущено 8389 машин, 6748 из них были вооружены пушкой M3, 1641 M4(105) получили 105-мм гаубицу. M4 производства Detroit Tank Arsenal отличались литой лобовой частью и получили наименование M4 Composite Hull.

    Пехота под прикрытием танка «Шерман»
    M4A1 — самая первая пошедшая в производство модель, танк с литым корпусом и двигателем Continental R-975, практически полностью соответствующий первоначальному прототипу T6. Выпускался с февраля 1942 года по декабрь 1943 года фирмами Lima Locomotive Works, Pressed Steel Car Co, Pacific Car and Foundry Co. Всего выпущено 9677 машин, 6281 из них были вооружены пушкой M3, 3396 M4A1(76)W получили новое орудие M1. Танки самых первых серий имели 75-мм пушку M2 и два фиксированных курсовых пулемёта.
    M4A2 — танк со сварным корпусом и силовой установкой из двух дизелей General Motors 6046. Выпускался с апреля 1942 года по май 1945 года фирмами Pullman Standard Car Co, Fisher Tank Arsenal, American Locomotive Co, Baldwin Locomotive Works, Federal Machine & Welder Co. Всего выпущено 11 283 танка, 8053 из них были вооружены пушкой M3, 3230 M4A2(76)W получили новое орудие M1.
    M4A3 — имел сварной корпус и карбюраторный двигатель Ford GAA. Выпускался предприятиями Fisher Tank Arsenal, Detroit Tank Arsenal с июня 1942 года по март 1945 года в количестве 11 424 штуки. 5015 имели орудие M3, 3039 M4A3(105) 105-мм гаубицу, 3370 M4A3(76)W новое орудие M1. В июне—июле 1944 года 254 штуки M4A3 с пушкой M3 были переделаны в M4A3E2.
    M4A4 — машина со сварным удлинённым корпусом и силовым агрегатом Chrysler A57 Multibank из пяти автомобильных двигателей. Выпущена в количестве 7499 штук предприятием Detroit Tank Arsenal. Все вооружались орудием M3, и имели несколько видоизменённую форму башни, с радиостанцией в кормовой нише и портом для стрельбы из пистолета с левой стороны башни.
    M4A5 — обозначение, зарезервированное для канадского Ram Tank, но так ему и не присвоенное. Танк интересен тем, что по сути, являлся не версией M4, а очень сильно модернизированной версией M3. Ram Tank имел английскую 6-фунтовую пушку, литой корпус с боковой дверью как у прототипа T6, литую башню оригинальной формы, ходовая часть соответствовала M3, за исключением гусеничных траков. Montreal Locomotive Works произвёл 1948 машин. В боях Ram не участвовал из-за слишком слабого орудия, зато послужил основой для многочисленных бронированных машин, например ТБТР Kangaroo.
    M4A6 — корпус сварной, подобный M4A4, с литой лобовой частью. Двигатель — многотопливный дизель Caterpillar D200A. Выпущено 75 танков заводом Detroit Tank Arsenal. Башня была такой же, как у M4A4.
    Grizzly Bear — танк M4A1, серийно выпускавшийся в Канаде. В основном подобен американскому танку, отличался от него конструкцией ведущего колеса и гусеницы. Всего произведено 188 штук компанией Montreal Locomotive Works.
    [править]Опытные образцы
    Tank AA, 20mm Quad, Skink — английский прототип зенитного танка на шасси M4A1 канадского производства. Танк оснащался четырьмя 20-мм зенитными пушками Polsten, представляющими собой упрощённый вариант 20-мм зенитного орудия Эрликон. несмотря на то, что Skink был доведён до серийного производства в январе 1944 года, было сделано всего несколько штук, поскольку тотальное превосходство союзников в воздухе исключало необходимость в средствах ПВО.
    M4A2E4 — опытный вариант M4A2 с независимой торсионной подвеской, аналогичной танку T20E3. Построено два танка летом 1943 года.
    Centipede — опытный вариант M4A1 с рессорной подвеской от полугусеничного транспортёра T16.
    T52 — американский прототип зенитного танка на шасси M4A3 с одним 40-мм орудием M1 и двумя .50 пулемётами M2B.
    [править]Специальные танки на базе «Шермана»
    Условия войны, а особенно желание союзников обеспечить тяжёлой бронетехникой свои масштабные десантные операции, привели к созданию большого количества специализированных танков «Шерман». Но даже обычные строевые машины часто несли на себе дополнительные приспособления, например, лезвия для прохода через «живые изгороди» Нормандии. Специализированные версии танков создавали как американцы, так и англичане, последние были особенно активны.
    Наиболее известные специализированные варианты:

    M4A3E2 Sherman Jumbo c 75-мм орудием M3
    Sherman Firefly — танки M4A1 и M4A4 британской армии, перевооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. Переделка состояла в смене орудия и маск-установки, выносу радиостанции во внешний ящик, установленный на задней части башни, отказу от ассистента водителя (на его месте размещалась часть боезапаса) и курсового пулемёта. Кроме того, из-за большой длины относительно тонкого ствола менялась система походной фиксации пушки, башня Sherman Firefly в походном положении разворачивалась на 180 градусов, и ствол пушки закреплялся на кронштейне, установленном на крыше моторного отделения. Всего подверглось переделке 699 танков, которые поступали в английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части.
    M4A3E2 Sherman Jumbo — штурмовой тяжелобронированный вариант M4A3(75)W. От обычного M4A3 Jumbo отличался наваренными на ВЛД и спонсоны дополнительными броневыми плитами толщиной 38 мм, усиленной крышкой трансмиссионного отсека, новой башней с усиленным бронированием, разработанной на основе башни T23. Маск-установка M62 усиливалась навариванием дополнительной брони, и получала наименование T110. Несмотря на то, что обычно в M62 ставилась пушка M1, Jumbo получил 75-мм M3, поскольку она обладала бо́льшим могуществом фугасного снаряда, а для танкового боя Jumbo не предназначался. Впоследствии несколько M4A3E2 были перевооружены в полевых условиях, получили пушку M1A1, и использовались в качестве истребителя танков. Бронирование Sherman Jumbo было следующим: ВЛД — 100 мм, крышка трансмиссионного отделения — 114—140 мм, спонсоны — 76 мм, маска пушки — 178 мм, лоб, борта и задняя часть башни — 150 мм. Из-за усиленного бронирования вес возрос до 38 тонн, вследствие чего было изменено передаточное число высшей передачи.

    Sherman DD с опущенным экраном
    Sherman DD — специализированная версия танка, оборудованная системой Duplex Drive (DD) для преодоления вплавь водных преград. Танк оснащался надувным прорезиненным брезентовым кожухом и гребными винтами с приводом от основного двигателя. Sherman DD был разработан в Англии в начале 1944 года для осуществления многочисленных морских десантных операций, которые предстояло вести армиям союзников, в первую очередь для высадки в Нормандии.
    Sherman Crab — наиболее распространённый английский специализированный танк-тральщик, оборудованный бойковым тралом для прокладывания проходов в минных полях. Другие варианты противоминных «Шерманов» — AMRCR, CIRD, и прочие, в основном каткового типа.

    M4A3 T34 Sherman Calliope ведёт огонь во Франции
    Sherman Calliope — танк M4A1 или M4A3, оборудованный смонтированной на башне реактивной системой залпового огня T34 Calliope, с 60 трубчатыми направляющими для 114-мм ракет M8. Горизонтальное наведение пусковой установки осуществлялось поворотом башни, а вертикальное — подъёмом и опусканием танкового орудия, ствол которого был соединён с направляющими пусковой установки специальной тягой. Несмотря на наличие ракетного вооружения, танк полностью сохранял вооружение и бронирование обычного «Шермана», что делало его единственной РСЗО, способной действовать непосредственно на поле боя. Экипаж Sherman Calliope мог вести огонь ракетами, находясь внутри танка, отвод в тыл требовался только для перезарядки. Минусом являлось то, что тяга была присоединена непосредственно к стволу орудия, что не давало вести огонь из него до тех пор, пока пусковая установка не сбрасывалась. В пусковых установках T43E1 и T34E2 этот недостаток был устранён.
    T40 Whizbang — вариант ракетного танка с пусковой установкой для 182-мм ракет M17. В целом пусковая установка была конструктивно аналогична T34, но имела 20 направляющих, броневую защиту. Такие танки использовались в основном в штурмовых операциях, в том числе и в Италии и на Тихоокеанском ТВД.

    M4 Dozer
    M4 Dozer — вариант «Шермана» с установленным в передней части бульдозерным ножом M1 или M2. Танк применялся инженерными частями, в том числе и для разминирования, наряду со специальными противоминными вариантами.
    Sherman Crocodile, Sherman Adder, Sherman Badger, POA-CWS-H1 — английские и американские огнемётные версии «Шермана».
    [править]САУ на базе «Шерман»
    Поскольку «Шерман» являлся основной танковой платформой в американской армии, на его базе было построено достаточно большое количество самоходных артиллерийских установок различного предназначения, в том числе и тяжёлых истребителей танков. Американская концепция САУ несколько отличалась от советской или немецкой, и вместо установки орудия в закрытой броневой рубке американцы размещали его или в открытой сверху вращающейся башне (на истребителях танков), в открытой броневой рубке (M7 Priest) или на открытой платформе, в последнем случае орудие стрельба велась персоналом, находящимся снаружи.
    Выпускались следующие варианты САУ:

    M10 Истребитель танков
    3in Gun Motor Carriage M10 — истребитель танков, известный также, как Wolverine. Оснащался 76-мм орудием M7.
    90-мм Gun Motor Carriage M36 — истребитель танков, известный как Jackson. Оснащался 90-мм орудием M3.
    105 mm Howitzer Motor Carriage M7 — самоходная 105-мм гаубица Priest.
    155 mm GMC M40, 203 mm HMC M43, 250 mm MMC T94, Cargo Carrier T30 — тяжёлые пушка, гаубица и транспортёр боеприпасов на основе M4A3 HVSS.
    Англичане имели собственные САУ:
    Tracked self-propelled 25 pounder Sexton I, II — примерный аналог M7 Priest на шасси канадского Ram Tank.
    Achilles IIC — M10, перевооружённая английским 17-фунтовым орудием Mk.V.
    Шасси «Шермана» также послужило основой для создания САУ в некоторых других странах, например в Израиле и Пакистане.
    [править]БРЭМ

    Beach Armoured Recovery Vehicle
    Американская армия имела довольно широкую номенклатуру бронированных ремонтно-эвакуационных машин, созданных в основном на базе M4A3:
    M32, шасси M4A3, с установленной вместо башни бронированной надстройкой. БРЭМ снабжалась 6-метровым тридцатитонным А-образным подъёмным краном, и имела 81-мм миномёт для обеспечения защиты ремонтно-эвакуационных работ.
    M74, более совершенная версия БРЭМ на основе танков с подвеской HVSS. M74 отличалась более мощным краном, лебёдками, и установленным в передней части бульдозерным ножом.
    M34, артиллерийский трактор на основе M32 с демонтированным краном.
    Англичане имели свои версии БРЭМ, Sherman III ARV, Sherman BARV. Канадцы также выпускали ТБТР Sherman Kangaroo.
    [править]Послевоенные варианты
    Несколько сотен танков M4A1 и M4A3 с 75-мм пушками были перевооружены 76-мм пушками M1A1 без замены башни. Переделка осуществлялась на предприятиях «Bowen-McLaughlin-York Co.» (BMY) в Йорке, Пенсильвания, и «Rock Island Arsenal» в Иллинойсе. Танки получили индекс E4(76). Эти машины поставлялись в частности в Югославию, Данию, Пакистан и Португалию.
    [править]Израильские «Шерманы»
    Файл:Американский средний танк M50 (Super Cherman).JPG
    Израильский M50 в Бронетанковом музее в Кубинке

    «Шерман» M50 на базе M4A3(75)W HVSS

    «Шерман» M51 на базе M4A1(76)W HVSS

    Израильский 160-мм миномёт Makmat на шасси «Шерман».
    Из всех многочисленных послевоенных модификаций «Шерманов», пожалуй наиболее интересными являются M50 и M51, состоявшие на вооружении АОИ. История этих танков такова:
    Израиль начал закупать «Шерманы» ещё во время Войны за независимость, в сентябре 1948 года, в основном это были купленные в Италии M1(105) в количестве около 50 штук. В дальнейшем закупки «Шерманов» велись с 1951 по 1966 год, во Франции, Великобритании, Филиппинах и других странах, всего было закуплено около 560 штук различных модификаций. В основном закупались разукомплектованные танки, оставшиеся после Второй мировой войны, их восстановление и комплектование производилось в Израиле.
    В АОИ «Шерманы» обозначались по типу установленного орудия, все танки с пушкой M3 получили название Sherman M3, танки со 105-мм гаубицей назывались Sherman M4, танки с 76-мм орудием — Sherman M1. Танки, имевшие подвеску HVSS (это были закупленные в 1956 году во Франции M4A1(76)W HVSS) получили название Super Sherman M1 или просто Super Sherman.
    В 1956 году Израиль начал перевооружение «Шерманов» на французское 75-мм орудие CN-75-50, разработанное для танка AMX-13, в Израиле оно получило название M50. По иронии судьбы, это орудие было французской версией немецкого 7,5 cm KwK 42, устанавливаемого на «Пантеры». Прототип были изготовлен «Atelier de Bourges» во Франции, сами работы по перевооружению производились в Израиле. Пушка устанавливалась в башню старого образца, задняя часть башни срезалась, и на это место приваривалась новая, с большой нишей. В АОИ танки получил обозначение Sherman M50, а в западных источниках они известны под названием «Супершерман» (несмотря на то, что в Израиле они никогда не носили такого названия). Всего до 1964 года было перевооружено примерно 300 танков.
    В 1962 году Израиль проявил заинтересованность в перевооружении своих «Шерманов» ещё более мощными орудиями, для противостояния египетским Т-55. И тут опять помогли французы, предложившие укороченное до 44 калибров 105-мм орудие CN-105-F1, разработанное для AMX-30 (помимо укороченного ствола, орудие получило также дульный тормоз). В Израиле это орудие получило название M51, и устанавливалось на израильские «Шерманы» M4A1(76)W в видоизменённую башню T23. Для того чтобы компенсировать вес орудия, танки получили новую противооткатную систему SAMM CH23-1, новые американские дизели Cummins VT8-460, современное прицельное оборудование. Подвеска всех танков была заменена на HVSS. Всего было модернизировано около 180 танков, получивших обозначение Sherman M51, и ставших более известными в западных источниках как «Израильский Шерман», или просто «I-Sherman». Израильские «Шерманы» принимали участие во всех Арабо-Израильских войнах, в ходе которых сталкивались как с танками времён Второй мировой войны, так и со значительно более новыми советскими и американскими танками.
    В конце 1970-х примерно половина от оставшихся в Израиле 100 M51 были проданы в Чили, где стояли на вооружении до конца двадцатого столетия. Другая половина, вместе с некоторым количеством M50, была передана в Южный Ливан.
    Кроме оригинальных «Шерманов», а также упомянутых модификаций, Израиль имел также большое количество САУ, БРЭМ и ТБТР собственного производства на базе «Шермана». Некоторые из них стоят на вооружении до сих пор.
    [править]Египетские «Шерманы»

    Египетский дизельный M4A4 с башней FL-10
    Египет также имел на вооружении «Шерманы», причём они были также перевооружены французскими пушками CN-75-50. Отличие от израильских Sherman M50 состояло в том, что на M4A4 ставилась башня FL-10 от танка AMX-13, вместе с орудием и системой заряжания. Так как египтяне использовали дизельное топливо, то бензиновые двигатели были заменены на дизели от M4A2.
    Все работы по проектированию и постройке египетских «Шерманов» выполнялись во Франции.
    Большинство египетских «Шерманов» было потеряно во время Операции Кадеш 1956 года, и во время Шестидневной войны 1967 года, в том числе и в столкновениях с израильскими Sherman M50.

    [править]Тактико-технические характеристики

    ТТХ ранних модификаций танков M4[3]
    M4 M4 (105) M4A1 M4A2 M4A3 M4A4 M4A6
    Размеры
    Длина, м 5,89 6,20 5,84 5,92 5,90 6,06 6,06
    Длина с пушкой, м 5,89 6,20 5,84 5,92 5,90 6,06 6,06
    Ширина, м 2,62 2,67 2,62 2,62 2,62 2,62 2,62
    Высота, м 2,74 2,94 2,74 2,74 2,74 2,74 2,74
    Боевая масса, т 30,3 31,4 30,3 31,8 30,2 31,6 31,7
    Бронирование, мм
    Лоб корпуса 51 51 51 64 51 64 64
    Борта и корма корпуса 38 38 38 38 38 38 38
    Лоб башни 76—89 76—89 76 76—89 76—89 76 76—89
    Борта и корма башни 51 51 51 51 51 51 51
    Крыша 19—25 19—25 13—25 19—25 19—25 19—25 19—25
    Днище 13—25 13—25 13—25 13—25 13—25 13—25 13—25
    Вооружение
    Пушка 75-мм M3 105-мм M4 75-мм M3 75-мм M3 75-мм M3 75-мм M3 75-мм M3
    Пулемёты 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4 1 × 12,7-мм M2HB, 2 × 7,62-мм M1919A4
    Боекомплект, выстрелов/патронов 97 / 300 + 4750 66 / 600 + 4000 90 / 300 + 4750 97 / 300 + 4750 97 / 300 + 4750 97 / 300 + 4750 97 / 300 + 4750
    Подвижность
    Двигатель Бензиновый 9‑цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л. с. Бензиновый 9‑цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C4, 400 л. с. Бензиновый 9‑цилиндровый радиальный «Континенталь» R975 C1, 350 л. с. Два дизельных 6‑цилиндровых рядных «Дженерал Моторс» 6046, 375 л. с. Бензиновый 8‑цилиндровый V-образный «Форд» GAA, 450 л. с. Пять бензиновых 6‑цилиндровых рядных «Крайслер» A57, 370 л. с. Бензиновый 9‑цилиндровый радиальный Ordnance Engine RD‑1820, 450 л. с.
    Удельная мощность, л. с./т 10,5 11,5 10,5 10,7 13,5 10,6 12,9
    Максимальная скорость по шоссе, км/ч 39 39 39 48 42 40 48
    Запас хода по шоссе, км 190 160 190 240 210 160 190
    ТТХ поздних модификаций танков M4[3]
    M4A1(76)W M4A2(76)W M4A3(75)W M4A3(76)W HVSS M4A3(105) HVSS M4A3E2 Sherman VC
    Категория: Мои статьи | Добавил: admin (2011-10-02) W
    Просмотров: 726 | Теги: Шерман (танк) | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Фотки
    Друзья сайта
  • Партнеры
  • Партнеры
  • Поиск
    ПРО НАС
  • Сообщество :)
    • У нас лучший сайт потому что мы ценим наших посетителей и стараемся угодить вам прежде всего! Ведь именно благодаря вам существует сайт! Большое спасибо тем кто участвует в жизни сайта и помогает материалами и спонсирует на разные мелочи! Вы наверное спросите чем же наш сайт new лучше других? А я вам отвечу тем что он прост как в оформление так и по Низкому количеству рекламы! Мы не бомбим спамом и массовой рекламой что бы заработать на вас хотя бы цент за посещение) У нас всё просто фото альбом он и в Африке фото (Фотографий: 3706) как понимаете (масса картинок позитивных смешных ну самых разных как поняли подборка для всех), новости тут у нас несколько разделов если заметили ( игры, кино, музыка, новости, картинки, сфот ) тут так же всё просто без каких то либо скрытых реклам и прочего! В общем посещая наш сайт гарантируем хорошие настроение и много нужной и полезной информации обновляемая каждый день! Кстати посетите наш каталог статей и форум) У нас нет обязательного условия на регистрацию вас принудительно скрывая ссылки на скачки! + размер информации на нашем сайте уже превысил 986 Mb а это значит что явно и для вас найдется что- то интересное, полезное и занимательное! Да и вообще администрация пойдёт навстречу к вам если у вас будут пожелания по сайту изменить, добавить, удалить и прочее пишите на форуме сделаем всё для вас! Всем кому понравился наш сайт добавляйте нас в закладки соц. сети и блоги, на наших страницах есть кнопка (ПОДЕЛИТЬСЯ) будем вам благодарны!
    Copyright MyCorp stopmp3.ru "софт, игры, кино, фото, новости, музыка, +форум" © 2006 - 2024