Родители Дилана просто не поняли, что мальчиков не обязательно разлучать - есть другой выход. Взрослым следовало бы показать Дилану, да и Редди тоже, что все трения и разногласия можно уладить мирным путем. Им следовало научить мальчиков решать все конфликты так, чтобы это укрепляло дружбу, а не разрушало ее. Научи родители мальчиков всему этому, Дилан и Редди смогли бы не только и дальше поддерживать дружеские отношения, но освоили бы навыки, которые пригодились бы им в дальнейшей жизни, чтобы ладить с окружающими.
Некоторые дети как будто родились на свет миротворцами. Именно они чаще всего предлагают компромиссное решение, - мирный выход из любого сложного положения. Такие дети понимают, что компромисс не означает победу или поражение, но скорее предполагает альтернативное решение, которое позволит спорящим или даже ссорящимся на чем-то согласиться. Они понимают, что суть компромисса заключается в том, чтобы сделать выбор, который устроит всех, даже если это окажется не то решение, которого изначально хотели спорщики.
Детям, которые от природы не наделены качествами миротворцев, можно и нужно преподать навыки социального компромисса, точно так же, как и все прочие важные социальные навыки. От взрослого всего-то и требуется, что убедительно объяснить ребенку, как научиться по-новому воспринимать любой конфликт, менять точку зрения на ситуацию, а потом - помочь ему освоить этот метод и приучить применять его в случае возникновения любого конфликта. Мой любимейший способ учить детей поиску новых выходов из сложного положения - это игра в "мозговую атаку”. Заключается она в следующем. Я прошу двух или более детей посмотреть на самый обычный предмет и придумать как можно больше новых способов его использования. Например, я прошу группу шестилетних детей придумать, как еще можно использовать пластиковый мусорный контейнер - достаточно большой и из твердого материала. Вот что они предложили:
- На нем можно стучать, как на барабане.
- Если пойдет дождик, его можно надеть на голову, как шапку.
- Сделать из него баскетбольную корзину.
- Забраться в него при игре в прятки.
- Пописать в него.
- Можно держать в нем хомячков.
- Можно держать в нем игрушки.
Затем я предложил этой же группе придумать новые функции для деревянной линейки, упаковки бумажных носовых платков и обувного шнурка. С каждым новым предметом и новой задачей дети все сильнее проявляли творческий подход - и с помощью этой простой и веселой игры все глубже понимали, что на одно и то же явление и предмет можно посмотреть по-разному. Достаточно объяснить детям идею "мозговой атаки” - и затем их уже можно тренировать в поиске новых компромиссных выходов из конфликтной ситуации. Например, вместо того чтобы вмешиваться, когда дети повздорили, скажите так: "Давайте сядем и подумаем вместе, пока не придумаем по меньшей мере пять способов разрешить эту ситуацию. И пусть вас не волнует, если придумается какой-то непрактичный или глупый вариант Давайте просто пошевелим мозгами”.
Каждую идею, которая придет в голову участникам "мозговой атаки”, нужно записать, но без комментариев. Предложите детям пожать вам и друг другу руки и пообещать, что они как следует постараются придумать новое решение. Если вы имеете дело с детьми вроде Дилана и Редди, которые постоянно ссорятся, очень важно сохранять спокойствие и каждый раз в случае ссоры хладнокровно предлагать им устроить "мозговую атаку”. Вскоре дети поймут, что этот способ прежде всего облегчает жизнь и помогает мирно уживаться друг с другом.
Секрет № 5: социального успеха достигает тот, кто умеет управлять своими отрицательными и положительными эмоциями, приспосабливаясь к нуждам окружающих.
Я нередко говорю детям, которые не могут справиться со своими эмоциями: "Все чувства нормальны, важно не чувство, а то, что ты с ним делаешь”. Я объясняю им, что, хотя мы считаем некоторые чувства положительными (например, радость, гордость и т. д.), а другие - отрицательными (скажем, тревогу, чувство вины, страх, замешательство и т. д.), но у нас всегда есть выбор, как именно их выразить. Кроме того, я объясняют детям, что люди делятся на тех, кго позволяет чувствам управлять собой, и на тех, кто сам управляет своими чувствами.
Дети (и взрослые), у которых нелады с душевным здоровьем, не понимают, что наделены властью над собственными эмоциями. Именно поэтому они и обращаются за советом к нам, психологам. Но ребенок, который пользуется социальным успехом, умеет контролировать и положительные, и отрицательные эмоции. Если такой ребенок сердится на друга, который его обидел, он способен спокойно обсудить происходящее, выбирая выражения так, чтобы не ухудшить ситуацию. Если такой ребенок счастлив и доволен, например получил пятерку, он проникнется гордостью и другими положительными эмоциями, но будет иметь в виду, что слишком бурный энтузиазм окружающие воспримут как хвастовство.
Секрет № 6: социального успеха достигает тот, у кого хорошо развиты навыки ведения беседы.
Еще когда Терезе было всего 8 лет, родители заметили, что она притягивает внимание окружающих, причем и взрослых, и детей. Несмотря на нелегкие жизненные испытания - пять переездов за три года и, соответственно, многократную смену школ, смерть бабушки, которая жила с ними вместе, - у Терезы всегда была компания близких друзей, которые давали девочке эмоциональную поддержку.
Родители Терезы объясняли социальную адаптивность дочки ее способностью с ходу заговорить с кем угодно и на любую тему. Отец девочки говорил: "У нас в семье принято много беседовать, и, видимо, Терезе это передалось. Я всегда верил, что окружающим нравится, когда ты умеешь поддержать разговор, и особенно - разговор о них самих. Думаю, Тереза уже тоже это поняла”.
Отец Терезы был совершенно прав. Дети, пользующиеся социальным успехом, как правило, лучше умеют начать и поддержать беседу, чем их сверстники. Такие дети более открыто и охотно говорят о своих чувствах, проявляют больше интереса к словам и мнению других и лучше умеют вести разговор, построенный на взаимных уступках.
У некоторых детей наподобие Терезы существует генетическая предрасположенность к приветливости и экстравертному поведению. Поскольку, судя по всему, склад характера у родителей таких детей одинаковый, они получают уроки завязывания дружбы и проведения различных социальных интеракций из первых рук.
Но есть дети, которые от природы не наделены подобной общительностью и открытостью, их природные социальные навыки развиты хуже, чем у приветливых сверстников. К счастью, и необщительных детей можно научить навыкам, которыми социально успешные дети наделены от природы, так что менее общительные тоже смогут добиться такого же, если и не большего, социального успеха. Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку вести со сверстниками беседы, соответствующие его возрасту. Не задавайтесь целью научить ребенка всем этим социальным навыкам за один присест, осваивайте их постепенно, по одному, шаг за шагом. По мере того как ребенок будет учиться заводить новых друзей, его природные способности будут подвергаться все более сильной стимуляции, и вскоре, уверяю вас, вы уже будете задаваться вопросом: "И о чем только эти дети так долго болтают?”
1. Научите ребенка выражать свои чувства, потребности и желания.
Поощряйте ребенка говорить о своих чувствах и о причинах, по которым они возникают. Психологи зачастую предлагают детям и взрослым прибегать к "Я”-заявлениям, заполняя пропуски в простой фразе:
"Я чувствую _________, потому что __________, и я хотел бы ___________”.
Когда ребенок выражает и объясняет свои чувства, окружающие получают возможность более адекватно на них отреагировать. И в таком случае у ребенка больше шансов получить ответ на свою просьбу или добиться желаемого.
2. Приучите ребенка больше делиться личными сведениями о себе.
Застенчивые и пассивные дети зачастую полагают, будто никому не интересны и что окружающие будут к тебе лучше относиться, если просто проявлять интерес к речам собеседника. Однако односторонним разговором друзей не завоюешь. Поэтому объясните ребенку, как важно определить собственные интересы, систему ценностей, чувства и мысли и не стесняться говорить о них окружающим. Лучший способ приучить ребенка делиться самым важным - почаще с ним разговаривать. Как только задушевные разговоры войдут у вас в привычку, ребенок научится говорить о том, что для него важно, и со сверстниками.
3. Научите ребенка вести диалог на равных.
Беседовать - это как качаться вдвоем на доске: чтобы разговор шел нормально, необходимо равное участие обоих собеседников. Дети отправляют друг другу много невербальных и вербальных сообщений о том, когда хотят говорить сами, а когда предпочитают слушать. Если ребенок хочет заговорить, он может поднять голову, поднять указательный палец, податься вперед, посмотреть в глаза собеседнику или повысить голос. Когда ребенок готов слушать, он сигнализирует об этом паузой в разговоре, может также откинуться назад или изменить позу или спросить собеседника о его мнении (”Что ты об этом думаешь?”).
Есть дети, которым эти навыки даются легко, но они отнюдь не в большинстве. Некоторые дети при разговоре начинают "тянуть одеяло на себя”, не понимая и не замечая, что собеседник чувствует себя обделенным. Другие, напротив, прекрасно умеют слушать, но не знают, как в ходе беседы выражать свое мнение, и таких, как правило, сверстники воспринимают как пассивных и скучных. Чтобы помочь ребенку действительно овладеть умением вести разговор на равных, попробуйте посмотреть какую-нибудь телевизионную программу с дискуссией в эфире или же выпуск новостей, причем сначала с включенным звуком, а затем без звука. Укажите ребенку на множество способов, которыми люди сигнализируют друг другу о готовности слушать собеседника или желании говорить самому.
4. Поощряйте ребенка правильно пользоваться телефоном и электронной почтой.
Дети, которые страшатся социального отвержения, как правило, неохотно звонят по телефону. Они тревожатся, потому что не видят собеседника, их беспокоит, что, пока они говорят, тот, возможно, веселится над ними на другом конце провода или даже высмеивает их перед другими присутствующими, которых ребенок тоже не видит.
Застенчивых детей следует поощрять делать короткие телефонные звонки сверстникам, а более длительные - хорошо знакомым людям, которым ребенок доверяет, например двоюродным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам или другим родственникам. Известно, что по крайней мере 30-40% людей время от времени приходится бороться с застенчивостью и страхом социального отвержения. Большинство преодолевают застенчивость так. берут новые социальные "высоты” постепенно, шаг за шагом. Поняв, что страх новых социальных событии уравновешивается и даже, как правило, перевешивается радостями дружбы, приятельских отношений и симпатии со стороны окружающих, застенчивый человек тем самым получает стимул к следующему шагу.
Использование электронной почты и онлайновых диалогов в Интернете как средство коммуникации завоевало у детей огромную популярность. Одно из недавних исследований показывает, что дети в среднем отводят компьютерному общению с друзьями 8-14 часов в неделю. Судя по всему, многие социально скованные или застенчивые дети предпочитают такой способ общения, потому что он дает им время обдумать следующую реплику или письмо. Поскольку при электронной переписке или общении в "чате” контакт осуществляется в меньшей степени, застенчивый ребенок чувствует себя не столь уязвимым; его не видят, его не слышат.
Хотя электронная почта практически наверняка станет важной частью социального образования ребенка, вам нужно поставить перед собой четкую задачу: научить ребенка пользоваться Интернетом и электронной почтой правильно. Мы все слышали печальные истории о детях и подростках, которых сманивали на побег из дома "друзья по переписке”, и подобное, хотя и редко, но случается. Лучший совет по безопасному пользованию Интернетом и электронной почтой, который я могу дать, - держать домашний компьютер на виду, чтобы вы могли наблюдать за ребенком, пока он постигает преимущества и подвохи общения с помощью электронных средств коммуникации.
5. Научите ребенка задавать вопросы.
Все мы любим поговорить о себе, и всем нам нравятся те, кто проявляет интерес к нашей персоне. Научите ребенка задавать вопросы собеседнику о нем самом и объясните, как хорошо и удобно таким образом завязывать и поддерживать беседу.
Приветливые дети постоянно приглашают сверстников - то домой пообедать, то сходить в кино, то прогуляться по парку аттракционов, то прийти в гости с ночевкой. У ребенка, пользующегося социальным успехом, не возникает никаких трудностей с тем, чтобы предложить другим поиграть или заняться чем-нибудь еще, потому что он редко сталкивается с отказом. А вот застенчивый ребенок или ребенок, которого никто не замечает, всегда тревожится, что его приглашение будет отвергнуто и не встретит понимания. Такие дети зачастую настолько боятся что-нибудь предложить сверстникам, что попадают в порочный круг - их робость порождает отвержение, и наоборот.
Давайте посмотрим на одиннадцатилетнего Патрика. Этот застенчивый мальчик обожал кегельбан и хотел пригласить своего соседа Марка пойти с ним поиграть в кегли на выходных. Марк пользовался в школе большой популярностью и к Патрику относился с симпатией, несмотря на его застенчивость. Иногда он приходил к Патрику в гости - посмотреть вместе телевизор. Однако Патрик так волновался, что у Марка могут быть другие планы на выходные, что каждую очередную пятницу придумывал для себя предлог за предлогом, лишь бы не звонить. И вот Патрик выходные за выходными просиживал дома в одиночестве, а Марк в это время общался с одноклассниками. Наконец Патрик собрался с духом и все-таки пригласил Марка пойти поиграть в кегельбан, на что тот сразу же радостно согласился. Это приглашение стало поворотным пунктом в отношениях мальчиков и в социальном самосознании Патрика.
6. Научите ребенка, как выражать одобрение окружающим.
Дети любят получать похвалу и другие положительные отзывы от взрослых, но еще важнее для них заслужить одобрение сверстников. Дети, пользующиеся социальным успехом, хвалят других легко и охотно, причем начинают это делать довольно рано, уже в 3-4 года. Моя четырехлетняя дочь Тесс не жалеет комплиментов, если ей кто-то или что-то понравилось. Я не раз слышал, как она говорила подружке: "Ой, какое у тебя чудное платье!” или "Ах, какую дивную картинку ты нарисовала!” Кроме того, Тесс щедра на похвалу в отношении мамы и меня. Она, например, может сказать: "Мама, у тебя симпатичные туфли” или "Папа, у тебя красивая стрижка”. Конечно, в свои 4 года Тесс в основном уделяет внимание тому, что для нее ново или показалось красивым, но в то же время она, похоже, уже понимает, что похвала - это метод общаться с окружающими. Я уверен, что, когда дочка подрастет, умение хвалить станет для нее ценным социальным качеством.
7. Научите ребенка вести продолжительные разговоры.
В возрасте 5-6 лет дети, как правило, ограничиваются довольно короткими разговорами: один задает вопрос, другой отвечает, и все. Но по мере того как у ребенка развиваются языковые навыки и внимание, разговоры становятся все длиннее. И уже к 9-10 годам родители нередко возмущаются тем, что ребенок так долго болтает по телефону.
Как-то вечером Элен спросила свою одиннадцатилетнюю дочку Хизер:
- И о чем это вы с Сэнди так долго болтали? Вы ведь провели весь день вместе, в школе!
Вопрос был резонный: Хизер проговорила с лучшей подружкой по телефону больше трех часов.
Ответ девочки был довольно предсказуемым.
- Просто о всяком разном. У меня накопилось что сказать Сэнди помимо того, о чем мы говорили сегодня днем.
Но социально скованному или застенчивому ребенку поддерживать длительный разговор нередко бывает сложно. Вот другая одиннадцатилетняя девочка, Рашель, просит разрешения выйти из-за стола, чтобы позвонить подруге насчет домашнего задания. Минуты через две она возвращается.
- Ну что, Дженни нет дома? - спрашивает ее мама.
- Да нет, она дома, - отвечает Рашель.
- Она была слишком занята и не смогла с тобой поговорить? - спрашивает мама, обеспокоенная тем, что дочь не слишком успешно общается с одноклассниками.
- Не знаю, - уклончиво отвечает Рашель. - Я ее не спросила. Наверное, она не была занята. Я просто спросила ее, что задали по литературе, она мне продиктовала, и все.
Похоже, что у детей типа Рашель просто нет врожденной потребности поговорить, которой так щедро наделены дети наподобие Хизер. Первый тип детей, видимо, просто более интровертен и не получает такого удовольствия от разговоров, как сверстники-экстраверты. Конечно, вы можете спокойно считать, что это дело личных предпочтений вашего ребенка, но вот если он не пользуется популярностью среди сверстников и его социальная приспособленность не соответствует главным вехам социального развития, важным для его возраста (см. "Тест на популярность”), то вам определенно следует приложить усилия, чтобы научить ребенка умению вести более длительные беседы.
Ребенок лучше всего этому научится, если устроить так, чтобы он почаще и подольше беседовал с вами или с кем-то еще из значимых для него взрослых, с которым у ребенка сложились доверительные отношения. Если вы - такой же интроверт, как и ребенок, тогда постарайтесь, чтобы он проводил побольше времени с более общительной тетушкой, бабушкой или другом семьи. Разговорчивый взрослый-экстраверт сможет "вытащить” ребенка из его "раковины”, показав, как задавать вопросы и комментировать реплики собеседника.
8. Научите ребенка проявлять и выражать участие к чувствам собеседника.
Объясните ребенку, что ему нужно показывать свою чуткость и заинтересованность в эмоциях собеседника, а сделать это проще всего, если отзываться на то, что он видит и слышит. Научите его, например, говорить: "Похоже, ты расстроен”, "Это тебя наверняка подбодрит и порадует” или "Ты, наверное, здорово напугался” и тому подобным репликам. Кроме того, ребенку нужно понять, что зачастую его замечания могут попасть мимо цели, а наблюдения, случается, оказываются неверными, но ничего страшного в этом нет: главное - проявлять участие. Даже если ребенок делает неточное наблюдение (как в приведенном ниже диалоге двух четырнадцатилетних подружек), то собеседник просто поправит его и продолжит разговор.
Кайла: Не знаю, почему Джимми мне не звонит. Обещал позвонить. Я проторчала дома все выходные и, сколько ни набирала его номер, попадала на этот дурацкий автоответчик.
Дарлина: Ты, должно быть, ужасно разозлилась.
Кайла: Да уж, вот увижу его в школе и устрою ему взбучку.
Дарлина: А что ты собираешься сказать?
Кайла: Скажу, что с меня хватит и наши отношения окончены. Пусть ищет себе другую подружку и игнорирует ее, сколько душе угодно.
Дарлина: Наверное, для тебя большое облегчение - порвать с Джимми. Мне он вообще-то никогда особенно не нравился.
Кайла: Нет. (В голосе слышатся слезы.) Я его все еще люблю. Просто не хочу, чтобы он так жестоко со мной обходился.
Дарлина: О-о… Тогда тебе, должно быть, тяжело. (В ее голосе тоже звучит печаль.) Мне так жаль…
Кайла: Угу… Ладно… Ничего, переживу как-нибудь. (Продолжает, приободрившись.) Ну все, шут с ним, с Джимми. Хватит сидеть сиднем, пошли прогуляемся, развлечемся.
Дарлина: Отлично, давай сходим в кино.
Как видите, поначалу Дарлина не вполне правильно истолковала переживания подруги, но разговор это не остановило: Кайла поправила приятельницу и продолжала беседу. Дети практически всегда откликаются на непритворное изъявление сочувствия сверстником. И умение выражать сочувствие играет принципиальную роль в создании доверительных дружеских отношений.
Беседуйте почаще.
Простейший способ научить ребенка быть хорошим собеседником - почаще разговаривать с ним и подавать ему пример необходимых навыков. Напомню, что при разговоре вам следует непременно сидеть с ребенком лицом к лицу и ни на что не отвлекаться. Однако, если вы заподозрите, что у ребенка серьезные сложности в общении со сверстниками, лучше сделать "уроки бесед” более формальными. Запишите на видео беседу ребенка с кем-нибудь из домашних и заставьте его сосредоточиться на каком-нибудь одном иа секретов поддержания беседы (том, который кажется вам актуальнее прочих). Затем просмотрите видеозапись вместе с ребенком и попросите его указать, в каких эпизодах ему следовало вести себя иначе. Как уже говорилось ранее, учиться новым эмоциональным, поведенческим и социальным навыкам - почти то же самое, что осваивать новый школьный предмет или вид спорта. Ребенку всего-то и требуется, что поощрение взрослого, обратная связь, побольше тренировки и чуткий преподаватель, который будет учить его новым навыкам постепенно, шаг за шагом. |
Секрет № 7: научите ребенка различным лидерским навыкам.
Уверен, вам случалось слышать о детях, которых называют "прирожденными вожаками и лидерами”. Однако готов ручаться, что вы никогда не слышали в ребенке, которого бы называли "прирожденным ведомым”. Отозваться так о ребенке - значит унизить его. Никому из родителей не хочется, чтобы их отпрыска воспринимали как пассивного, зависимого от капризов окружающих, но тем не менее некоторые дети ведут себя так, что полностью подпадают под это описание. Так что категория "прирожденных ведомых” все-таки существует.
Дети, относящиеся к этой категории, сильнее зависят от взрослых, быстрее проявляют тревожность или начинают плакать, а также чаще других делают так называемые "авансы”, то есть прибегают к действиям, единственная цель которых - завоевать одобрение окружающих (например, ребенок постоянно улыбается, делится игрушками, делает другим комплименты и т. д.).
Прирожденные лидеры, наоборот, отличаются от остальных детей ярко выраженной настойчивостью и самостоятельностью. Такой ребенок первым предложит сверстникам новое занятие или новый способ решения задачи. У "ведомого” ребенка вполне могут иметься идеи, которые ничуть не хуже, а то и лучше, но он или предлагает их после долгого колебания, неуверенно, или воздерживается и вообще молчит. Прирожденные вожаки тоже делают потакающие жесты, но с иной целью. "Ведомые” совершают их, чтобы добиться приязни окружающих, лидеры - чтобы достичь выполнения какой-то конкретной задачи.
С лидерами не следует путать агрессивных детей: у такого ребенка зачастую высокий статус в группе, но подлинным вожаком он не является. Агрессивные дети доминируют за счет запугивания и подавления других. Если они не способны добиться своего запугиванием, они лишаются власти и, как правило, оказываются в социальной изоляции.
Многие дети полагают, будто в лидеры можно выбиться только при условии, что ты - лучший спортсмен, первая красавица или лучше всех одет. Однако это лишь самое поверхностное выражение лидерства. Подлинная популярность состоит в том, чтобы ты нравился большинству и не нравился лишь немногим. Такого типа популярности чаще всего добиваются дети, которые становятся вожаками и примером для сверстников, но сами, в свою очередь, берут пример с добродетелей, составляющих нравственную основу нашего общества.
Давайте посмотрим на Линду. Когда ей исполнилось 15 лет, окружающие считали ее не слишком хорошенькой. Не то чтобы Линда была дурнушка, но одежда и прическа ей не шли, и, похоже, девочка не питала особого интереса к моде, косметике и прочему, не пыталась улучшить свою внешность. По обычным стандартам Линда вроде бы не относилась к "популярным” детям, но тем не менее все ее обожали. Например, девочку год за годом выбирали в школьный совет, а кроме того, она всегда была в вожаках в молодежном церковном клубе и в общине.
У Линды была четкая система ценностей, она умела мыслить самостоятельно. Каждый поступок девочки отражал ее строгий моральный кодекс, твердое знание того, что такое хорошо и что такое плохо.
Школу Линда окончила с отличием и поступила в колледж, учиться на медицинскую сестру. Сейчас ей за тридцать, у нее есть свои маленькие дети, и при этом Линда - главная медсестра в педиатрическом отделении крупнейшей городской больницы. Она по-прежнему принимает активное участи в жизни общины и в школьных программах своих детей, а многочисленные друзья не устают поражаться, как это Линда столько всего успевает, да еще так хорошо.
Конечно, родителям приятно, когда их ребенок пользуется популярностью, но знайте: именно лидерские качества, внушаемые родителями, помогут ему в будущем реализовать свой интеллектуальный, эмоциональный и социальный потенциал. Эти качества не только повысят самооценку ребенка, но и сделают его устойчивее перед давлением сверстников и снизят вероятность алкоголизма, наркомании и т. п.
Существуй немало черт, которые составляют лидерские качества (например, стремление к совершенству, стремление добиться уважения окружающих, способность преодолевать трудности и не пасовать перед неудачей). Однако сейчас мы поговорим о тех чертах, которые определяют выработку лидерских качеств у детей и подростков, и о том, как помочь ребенку обрести эти черты, выработать эти важные навыки. Возможно, не все они дадутся вашему ребенку легко. Но даже небольшой шаг в освоении лидерских навыков способен серьезно поспособствовать социальному и эмоциональному развитию ребенка.
1. Научите ребенка первым предлагать новые идеи, занятия, затеи.
Дети более склонны выдвигать новые идеи и предлагать новые затеи, когда они заинтересованы в чем-то конкретном. Именно поэтому так важно способствовать тому, чтобы ребенок горячо увлекся чем-то, что его по-настоящему интересует. Например, Зак с трехлетнего возраста питал страсть к географии, а к 5 годам он уже поражал друзей своих родителей тем, что мог без запинки назвать столицы всех 50 штатов. Стоит ли удивляться, что мало кто из сверстников мальчика разделял с ним горячий интерес к картам или влиянию климата на окружающую среду? Однако важно то, что родители постоянно поощряли Зака в его занятиях: водили сына на лекции и экскурсии, планировали все выходные, каникулы и отпуска так, чтобы показать ему как можно больше достопримечательностей, ходить в пешие походы по окрестностям и даже бывать на археологических раскопках. По меньшей мере дважды в месяц они предоставляли сыну возможность спланировать семейную поездку. Мальчик мог выбирать маршрут по своему усмотрению (выезд на природу, экскурсия и т. д.), и на это отводился целый день и определенная сумма денег из семейного бюджета.
К 11 годам интересы Зака сосредоточились на археологии, и родители подыскали для сына клуб юных археологов, который летом выезжал на раскопки и принимал в них участие наравне со взрослыми. Поддержка родителей и знания, которыми Зак обзавелся благодаря им, позволили ему в первый же год завоевать почетное звание "лучшего археолога”.
2. Научите ребенка говорить "нет”.
В середине 1980-х годов, когда распространение знаний о вреде наркотиков впервые было возведено в ранг национального приоритета, наивысшую популярность завоевал девиз, помогающий отвадить детей от экспериментирования с наркотическими веществами. Звучал он так: "Просто скажи "нет”". Помнится, в те времена я еще подумал: как наивно считать, будто ребенку легко и просто сказать "нет”.
Если вы мысленно вернетесь во времена своего детства и отрочества, то неизбежно вспомните, как нелегко сопротивляться давлению сверстников. Особенно тяжело это для детей, которые от природы склонны поступать как все, следовать за группой, чтобы добиться признания со стороны окружающих. Единственный способ защитить ребенка от алкоголизма, наркомании и других рискованных затей, который мне известен, - это научить и даже натренировать ребенка правильно реагировать в различных ситуациях, когда давление со стороны сверстников может вынудить его пойти на рискованный или скверный поступок.
Очень помогает такой вариант: снабдите ребенка или подростка сценарием и разыграйте с ним реалистическую сценку на тему давления сверстников - таким образом вы прорепетируете то, что может случиться с ним в реальности, а ребенок заучит, как себя вести и как отказываться.
Я опробовал эту методику, работая с семнадцатилетней Керри, которую направили ко мне родители, обеспокоенные тем, что легкомысленное поведение девочки, склонность к безоглядному флирту и неумение контролировать собственные импульсы грозят ей серьезными неприятностями. Еще в семилетнем возрасте Керри был поставлен диагноз ММД (минимальная мозговая дисфункция). Прошло 10 лет, и, хотя Керри уже не была такой невнимательной непоседой, как в детстве, но, подобно многим детям с этим диагнозом, ее социальные навыки и рассудительность никуда не годились. Керри была прехорошенькой девушкой, и ей было нелегко отвергать многочисленные знаки внимания многочисленных мальчиков, которые то и дело недвусмысленно приглашали ее то к себе в спальню, то в ближайший мотель.
Чтобы помочь Керри потренироваться и научиться справляться с трудными ситуациями, с которыми она постоянно сталкивалась в реальной жизни, я обратился за помощью к добровольцу-психологу - сверстнику Керри. Нейту тоже было 17 лет, и он прошел обучение, позволявшее ему оказывать психологическую помощь детям и подросткам в различных ситуациях, в частности он консультировал тех, кто был склонен к рискованному поведению. Программы психологического консультирования ровесниками получают все более широкое распространение и для многих подростков, которые не хотят обсуждать свои личные проблемы со взрослыми, становятся "альтернативной психологической помощью”. Я предложил Нейту и Керри вместе написать сценарий типичной сценки, в которой юноше предстояло выступить в роли агрессивного соблазнителя, а Керри - сыграть саму себя. Я предложил свести наш "спектакль” к одной-единственной сцене и подчеркнул, что главное - помочь Керри подыскать как можно больше подходящих тактик, позволяющих отделаться от такого типа мальчиков. Кроме того, я попросил ребят заснять сцену на видео, чтобы мы смогли просмотреть и проанализировать ее вместе.
Возможность понаблюдать саму себя на экране стала для Керри важной частью психологического тренинга. Увидеть себя со стороны, занятого освоением нового навыка, будь то теннисная подача или социальный прием, - это лучший и скорейший из известных мне способов изменить поведение человека.
Еще одна важная методика, которой мы научили Керри, была направлена на то, чтобы девушка умела отслеживать свои новоприобретенные навыки отказа. Я попросил ее завести дневник, куда Керри предстояло ежедневно заносить свои мысли и переживания и особенно внимательно отмечать те случаи, когда она, по ее мнению, успешно использовала новый социальный навык. Этот дневник Керри еженедельно показывала Нейту.
Через несколько месяцев Керри торжественно объявила мне, что стала "новой женщиной” и что агрессивные соблазнители для нее больше не проблема. И хотя я знал, что в будущем Керри еще предстоит столкнуться со сходными случаями давления сверстников, как и большинству юношей и девушек, я был уверен, что новоприобретенные социальные навыки станут для нее твердой основой, помогающей принимать более ответственные решения.
Сценарий социального навыка.
Если вас тревожит, что ребенок слишком сильно подвержен влиянию сверстников, напишите вместе с ним "Сценарий социального навыка” и с помощью разыгрывания сценок потренируйте его вести себя более благоразумно, научите говорить "нет” и стоять на своем. Главное, чтобы сценарий был не слишком длинным и максимально приближенным к реальности (посоветуйтесь с ребенком). Четко объясните ребенку, что сценарий - не о нем, а о похожем мальчике или девочке, у которых сходные проблемы со сверстниками. Запишите сценку на видео и просмотрите ее вместе. Затем поменяйтесь ролями, разыграйте сценку еще раз и просмотрите вторую запись. Объясните, что давление сверстников - это не только сугубо детская или подростковая проблема, с ней точно так же сталкиваются и многие взрослые. Скажите так: "Если ты освоишь новые лидерские навыки, то станешь человеком, который сам принимает решения, основанные на собственных убеждениях и устоях, а не на желании понравиться окружающим”. |
О чем следует помнить
Многим родителям кажется, что ребенок предпочитает держать свою социальную жизнь в секрете. И во многих случаях они правы. Живо помню, как вез в кино свою старшую дочку Джессику и ее подружку Меган: им тогда было по 7 лет. Забравшись на заднее сиденье, девочки принялись шушукаться.
- О чем вы разговариваете? - спросил я.
- Обычный разговор маленьких девочек, ничего особенного, - солидно ответила Meган, что на самом деле дипломатично заменяло фразу "Это вас не касается”.
- Когда больше двух, говорят вслух, - заметил я. - Может, обсудим эту тему втроем?
И мы так и поступили.
Да, конечно, уважать частную жизнь ребенка, его приватность очень и очень важно. И, разумеется, у ребенка всегда есть и будут секреты, о которых он предпочитает разговаривать с друзьями. Но научить его социальным навыкам нужно непременно, и родителям ни в коем случае не следует думать, будто помогать ребенку в социальном развитии не так необходимо, как в любом другом виде развития. Большую часть времени вы можете учить ребенка социальной осознанности, просто беседуя с ним, выражая свои взгляды и устои, подавая пример, объясняя, как важно заводить друзей и быть частью общества. Однако некоторым детям требуются более конкретные уроки социальных навыков. Не жалейте времени и окажите им необходимую помощь - если не сами, то с помощью другого заботливого и знающего взрослого. Если недостаток социальных навыков у ребенка настолько велик, что превратился в проблему, которая тревожит вас всерьез, обязательно обратитесь за помощью к психологу. Не позволяйте ребенку сидеть дома в одиночестве, не допускайте, чтобы он страдал от социального отвержения. Существует немало эффективных способов завести друзей и поддерживать с ними хорошие отношения. И постарайтесь, чтобы эти способы не остались для вашего ребенка тайной за семью печатями.
Источник: Лоренс Шапиро "Секретный язык детей. Детский язык жестов, снов, рисунков”.
http://adalin.mospsy.ru/l_02_05.shtml